Слуховые иллюзии – самые странные звуки в мире

самые странные звуки в мире

Она шутит только отчасти. Микинс практически ничего не слышит, и, чтобы разобрать разговоры, которые ведутся вокруг нее, ей нужно приложить очень много усилий. Тема её выступления — слух и странные шутки, которые могут сыграть с нами наши уши.

Чтобы проиллюстрировать свою тему, она воспроизвела несколько слуховых иллюзий, и это были самые странные звуки, которые я когда-либо слышал. Меня поразило, как легко эти жуткие футуристические звуки разделили мнение аудитории. Так же, как известная фотография #TheDress заставила весь мир спорить о цвете изображенного на ней платья, эти аудиозаписи бросили вызов нашим предположениям о том, как каждый из нас воспринимает мир.

Нам часто говорят, что видеть не значит верить, но я никогда не понимал, насколько хрупким и обманчивым может быть наш слух. Как только я вышел из подвала паба и оказался в давке и суматохе вокзала Кингс-Кросс, я задался вопросом, сколько из того, что я слышу, создано моим мозгом. Мое восприятие звуков никогда не будет прежним.

Нам часто говорят, что видеть не значит верить, но я никогда не понимал, насколько хрупким и обманчивым может быть наш слух

Желая узнать больше, две недели спустя я встретился с Микинс в ее лаборатории в Лондонском университетском колледже, и она немного больше рассказала о своей карьере.

Несмотря на поддержку со стороны преподавателей, сначала она отказывалась изучать нейробиологию слуха. Однако в итоге одному сотруднику колледжа удалось убедить её, объяснив, почему это может стать для неё весьма плодотворной работой. «Он польстил мне, сказав, что я могла бы открыть что-то новое о том, как слышат люди, — говорит она. — И я подумала: да, я могу».

Сегодня её исследования в основном заключаются в понимании, как мы ведём себя при высоком уровне шума, — например, во время оживленной вечеринки. Оказывается, что, даже когда мы поглощены беседой, наш мозг одновременно контролирует фон разговора, чтобы в определенные моменты делать нашу речь тише. Сейчас она проводит сцинтиграфию головного мозга, чтобы выяснить, каким образом осуществляется эта дополнительная работа, не делая нашу речь запутанной и косноязычной.

В конце беседы Софи рассказала о слуховых иллюзиях. «Люди действительно не знают, что звук, который я слышу, может не совпадать со звуком, который слышат другие», — говорит она.

Первый пример Микинс, который она приводила во время своего выступления, — «Парадокс тритона» — может показаться обманчиво простым, но он превосходно демонстрирует этот принцип. Ниже вы можете прослушать его.

Парадокс тритона

Вы можете услышать четыре пары нот. Вторая нота в каждой паре выше или ниже? Включив эту запись в темном подвале лондонского паба, Микинс попросила, чтобы мы поднимали руки, если слышим повышение или понижение нот. Аудитория разделилась — 50:50. В частности, музыканты настаивали на том, что они знали, куда идет звук.

И так же, как разное восприятие цвета платья, это вводило в замешательство, особенно когда я понимал, что стоявший рядом человек слышал не то же самое. «Это потому вызывает беспокойство, что мы хотим чувствовать, что мы все одинаково воспринимаем мир», — говорит Микинс.

На самом деле никакого правильного ответа нет. Каждая нота представляет собой совокупность различных сгенерированных компьютером тонов, разделенных октавой. Таким образом, невозможно сказать, находится ли следующий тон выше или ниже по звукоряду.

Диана Дойч

Как ни странно, согласно исследованию Дианы Дойч из Калифорнийского университета Сан-Диего, наш ответ, вероятно, зависит от нашего акцента или языка: например, калифорнийцы, как правило, приходят к выводам, совершенно противоположным выводам людей из Англии. По этой причине она считает, что манера речи, заложенная в детстве, может так или иначе формировать способ, которым наш мозг сопоставляет музыкальные ноты. (По этому принципу Дойч обнаружила и то, что повторяющиеся слова могут звучать как пение, возможно напоминая древнюю связь между музыкой и языком.)

Такие же машинно-генерируемые, неоднозначные тона помогают создать следующий оглушительный звук:

Иллюзия повышения звука

Что вы слышите? Многие люди слышат постоянно повышающийся звук. Фактически это цикл — новое повышение тона начинается, когда заканчивается предыдущее.

Это создает звуковой и визуальный эквивалент вечного движения. Кристофер Нолан использовал этот же трюк в «Тёмном рыцаре», создавая ощущение постоянного ускорения оборотов двигателя Бэтпода. И, как замечает Микинс, с помощью этой уловки с использованием звукового ряда была создана головокружительная «бесконечная лестница» в видеоигре «Марио 64»:

Во время нашего разговора Микинс показала мне сайт Дианы Дойч, который является кладезью других галлюциногенных звуков. Рассмотрим, например, этот:

Иллюзия призрачного слова

Что вы слышали? Мне кажется очевидным, что женский голос бесконечно повторяет фразу: «No way». Но другие слушатели расходятся во мнениях, утверждая, что слышат одно из этих слов: window, welcome, love me, run away, no brain, rainbow, raincoat, bueno, nombre, when oh when, mango, windowpane, Broadway, Reno, melting, Rogaine.

Это иллюстрирует то, как наши ожидания формируют наше восприятие, говорит Дойч. Мы ожидаем услышать слова, и наш мозг превращает нечеткие данные во что-то более определенное. Сила ожидания также может лежать в основе тех неловких ситуаций, когда вы неправильно расслышали нечетко произнесенную фразу.

Аналогичным образом рассмотрим этот спорный звук:

Шкала иллюзии

Дойч обнаружила, что правши обычно слышат высокие тона правым ухом, а левши — левым или двумя ушами одновременно. Это яркий пример того, как небольшие индивидуальные различия в структуре мозга могут радикально изменить наше восприятие. Но мы совершенно забываем, что наши ощущения сильно отличаются от ощущений человека рядом с нами.

Правши обычно слышат высокие тона правым ухом, а левши — левым или двумя ушами одновременно

Способность мозга формировать и совершенствовать наши чувства обычно помогает нам ориентироваться в мире, поэтому, например, мы можем услышать крик «стоп» через шум потока едущих машин. Микинс сравнивает этот слуховой беспорядок с тарелкой спагетти, в которой, так или иначе, мозг может распутать каждую «нить» звука.

«Вы каждый день становитесь своего рода детективом, идущим по следу звуков, потому что получаете множество неоднозначной информации и расшифровываете её, делая это настолько хорошо, что даже не замечаете этого», — говорит она.

«Это исследование заставило меня испытать огромное чувство уважения к своим ушам, потому что все достигающие их звуки мой мозг удивительным образом превращает во что-то имеющее смысл», — добавляет Микинс. Иллюзии, думает она, могут заставить всех нас немного больше ценить это чудо: «Только услышав эти странные звуки, вы внезапно понимаете, что делаете что-то действительно сложное».

Дарья Золотых22.04.2015

www.factroom.ru

Слуховые иллюзии / Приколы

Самые известные и забавные случаи того, что мы слышим в песнях, вместо того, что там поется на самом деле.
Очень часто так бывает, что слушая ту или иную песню, мы слышим совсем не то, что там поется на самом деле. И иногда фантазия бывает очень и очень бурной.
Тема эта не нова, но нам захотелось объединить воедино самые интересные «оговорки», которые можно обнаружить в интернете на сегодняшний день.
Пора-пора-порадуемся
Несколько забавных «оговорок» связаны с песней мушкетеров из известного фильма.
Кто-то вместо «судьбе не раз шепнем мерси боку» поет «неси муку». Кто-то не может понять, кому именно надо радоваться — то ли красавице-якутке, то ли красавице Якуке. Так же встречается такой вариант: «Пора-пора-порадуемся на своем веку, красавицу и губку — счастливому клинку». Еще одна версия — «Красавица и губка — счастливому к лицу!»
На самом деле, конечно же, мушкетеры радуются красавице и кубку, счастливому клинку…
Если же говорить о Боярском, то достаточно большому количеству людей было интересно, что это за полклопа (куклопа, пурклопа), о которой (которых) он поет в одной из других песен фильма.

Я знаю пароль
Некоторое время назад безумной популярностью пользовалась песня «Любовь спасёт мир» в исполнении Веры Брежневой. Однако некоторые слышали совсем не то, что в ней поется.
Встречаются варианты: «Я знаю пароль, я вижу апельсин», «Я вижу, Валентин», а так же версия «икрою разноцветной любовь спасет мир».

С телегой из Москвы
Найдется у нас местечко и для Валерия Сюткина. Например, в песне «42 минуты», вместо «и эти 42 минуты под землёй я день за днём сложу в года» некоторым слышится следующее — «42 минуты под землёй я день за днём вожу кота».
В песне «7000 над землей» вместо слов «гул турбин» люди слышат какой-то загадочный «Вултырдым», представляя себе, что это какой-то маленький городок на севере нашей страны.
В песне “Дорога в облака” вместо “А я хочу как ветер петь” некоторым кажется, что Валерий поет — “А я хочу, как мне терпеть?”
Ну и, конечно же, совершенно замечательный вариант — «Конечно, Вася, Вася, Вася, с телегой из Москвы».

А за ними — лось
Пройдемся по советским песням. Тут тоже можно услышать массу интересного:
Стоят девчонки, стоят в сторонке, платочки в руках теребят.
Потому что на 10 девчонок — по сосиске и девять ребят.
Через годы, через расстояния, на любой дороге, в стороне любой,
Если ты не скажешь до свидания — песня не прощается с тобой.
В песне «Вставай, страна огромная» вместо «Пусть ярость благородная» — «Пусть я росла голодная».
Вместо кленового листа из песни — «Хреновый лист, хреновый лист, рыжий лист хреновы-ы-ы-й»!
«Я прошу, хоть не надо лгать» вместо «Я прошу, хоть не надолго!» («Семнадцать мгновений весны»).
«Ах, тачанка — растачанка, наша гордость и краса!» (в оригинале, конечно же, тачанка-ростовчанка).
«Там сидела Мурка в кожаной тужурке, а из-под полы торчит нога…»
«Где-то на белом свете, там где всегда мороз, трутся спиной медведи, а за ними — лось».
Известная песня «Вернисаж», как выясняется, тоже может заиграть неожиданными красками — «Не верь мне, Саш, не верь мне, Саш. Какой подъезд? Какой этаж?»
И, как выяснилось, вовсе не очаровательные девушки — молдаванки и перессы — обожали Костю-моряка, а всего-лишь районы Одессы — Молдаванка и Пересыпь.

Я вас мамрыду
Какая же подборка, да без королевы нашей эстрады — Аллы Борисовны Пугачевой. И пусть вариантов не так много, но они весьма хороши. Судите сами:
«Арлекино, Арлекино, есть одна нога для всех».
«Даром припадок матери слушал я невнимательно…»
И совершенно убойный вариант — «Я вас мамрыду» вместо «Я в восьмом ряду».

Кто мы и откуда?
Есть у слушателей вопросы и к Дмитрию Маликову. Им интересно, как такое возможно:
«Но бывает, слишком много дожирая,
ты уходишь, мое сердце разбивая»
На самом деле в песне поется о том, что «бывает слишком много даже рая»…
А вот в песне Трофима некоторым кажется, что вместо «мечтаем, как дети о чуде» звучит вариант «мечтает кондитер о чуде».
Компанию Трофиму и Маликову составит группа «Бумбокс»: «Я помню — белые обои, черная посуда, нас в Кущевке двое, кто мы и откуда?»

Катится, катится, по лугу батон
Как известно, дети — самые большие фантазеры. И порой не понять, где они правда неправильно слышат, а где придумывают. В любом случае, варианты получаются замечательные.
В «Чунга-Чанге», например, может внезапно встретиться фраза «Наше счастье — постоянно, „желтокосые бананы“, в песне из передачи „Спокойной ночи, малыши“ вместо „и по радуге промчаться на коне“ слышится „и пора другим промчаться на коне“…
В песенке про елочку — »Мороз мешком укутывал…», а в песне про голубой вагон — «и упирается прямо в небо слон», а так же «Катится, катится, по лугу батон!»
Мне лично больше нравится версия песни из фильма «Приключения Электроника».
В оригинале текст звучит так: «Это знает всякий, это не слова — преданней собаки нету существа…»
В интерпретации, обнаруженной в интернете, произведение обретает зловещие нотки: «Это знает всякий — это не сова, это не собаки, это — существа!»

С крыльями свинья
Еще два варианта «оговорок» связано с песней «Надежда», известной в исполнении Анны Герман. Если составить их вместе, получится следующее:
«Надежда — мой конь подземной, а удача — награда за смелость
А песни довольно одной, чтоб только о доме не пелось!»
У группы «Дискотека Авария» есть песня: «Ты в ритме танца, тебе некуда деваться».
Есть люди, считающие, что там поется «Тебе лет пятнадцать — тебе некуда деваться».
В одной из песен Александра Барыкина некоторым кажется, что поется «Аэропорт. Стою с утра под самолётом», а не «Стою у трапа самолета».
В песенке «Почему аборигены съели Кука» Владимира Высоцкого есть строчка о том, «что всех науськивал колдун — хитрец и злюка». Со слуха она воспринимается как «колдун, хитрец из люка».
Александр Розенбаум отметился фразой «Там листья падают вниз, пластинки крутит садист…» вместо «пластинки крутится диск».
В песне со словами «Ах какой же сладкой малина была…» слышалось «Ах какой же сладкий малиновый лак».
«Катюша», выходящая на берег, заводила песню «про цветного сизого орла», а вокруг (детская мечта) «расцветали яблони игрушек».
В песне «То березка, то рябина» над рекой ходили какие-то загадочные кустракиты, а поклонникам Александра Малинина приходилось объяснять, что в напрасных словах, нет никакой «каложной сути», а есть лишь «виньетка ложной сути»…
Завершит нашу подборку чудесная песня о птице счастья. Вариант, обнаруженный в интернете, звучит просто восхитительно:
«Птица счастья завтрашнего дня
Прилетела с крыльями свинья…»

myprikol.com

Вербальные иллюзии

Возникновение вербальных иллюзий (от лат. verbalis — устный, словесный) основано на реально происходящих вокруг человека разговорах, звучании речи, а действующие на больного человека звуковые раздражители воспринимаются им совершенно в другом виде, как правило, в угрожающих тонах.

Другими словами, иллюзии слухового характера, которые содержат отдельные слова, сказанные нечаянно кем-то, находящимся рядом с больным человеком, или произнесённые фразы, называются вербальными.

Явление ярких, навязчивых, постоянно возникающих вербальных иллюзий психиатры обозначают «иллюзорным галлюцинозом». Их появление возможно на фоне болезненного, изменённого аффективного состояния, при возникновении тревоги или страха, и достаточно часто они сопровождаются бредовым истолкованием содержания.

В связи с тем, что эти явления основаны на страхе и аффекте, то смысл услышанного разговора больным человеком, как правило, воспринимается, как угроза, обвинение, ругань, направленные исключительно на него.

Например, слуховые иллюзии свойственны больным, страдающим бредом преследования или мании ревности. Больной с хроническим алкоголизмом, может подслушать разговор жены с посторонними лицами, и внутренне боясь подтверждения наказания или измены, «слышит» именно это в беседе.

Слуховые (вербальные) иллюзии могут возникнуть не только при звуках речи, но и в форме неречевых обманов, таких, как шипение, шумов (кранов, например), отдельных звуков (выстрелов, шумов прибоя). Если человек слышит один голос, то речь идёт о моновокальных слуховых иллюзиях, если два голоса — о диалоге, три и больше — говорят о поливокальных иллюзиях.

Истоки механизма иллюзий, в том числе, и вербальных (как и галлюцинаций), до сегодняшнего времени до конца не изучены, поэтому причины, вызывающие эти явления, проявляющиеся при иллюзиях, то есть, нарушения активного, но очень избирательного характера восприятия человеком тех или иных звуков, пока ещё недостаточно ясны.

Чтобы воспринимать дефект (при негативной симптоматике), необходимо осознавать, что восприятие для человека представляет собой первичный источник информации (для всей его психической деятельности), и при малейшем нарушении, сигнал восприятия искажается.

Восприятия в положительной симптоматике являются иллюзией (в данном случае, вербальным явлением) — неверной оценкой поступившего от органа слуха сигнала-информации, и галлюцинацией — нарушением восприятия. При этом в органах слуха (анализаторах) трактовка ложного (мнимого) восприятия несуществующего, непонятного (неуслышанного) органами слуха информационного сообщения считается состоявшимся реальным событием.

В начальной стадии восприятия человеком любого явления лежит ощущение, во время чего происходит выявление отдельных качеств, свойств предмета, образов или явлений. Ощущение обладает силой, качеством, определённым местом и чувственной окраской.

Совокупность нескольких видов ощущений составляет восприятие чего-либо. В результате этого в головном мозге возникает ассоциативный ряд представлений, которые запечатлеваются в памяти, и могут быть в любую минуту восстановлены в сознании.

Представления возникают сами по себе без наличия раздражителя, а восприятие является процессом отражения образов или явлений реальности при воздействии их на рецепторы чувств. Правильность или ошибочность процесса восприятия находится в прямой зависимости от состояния физических функций (сознания, слуха, внимания, возможности анализа и пр.).

Нарушения восприятия, возникновение вербальных иллюзий специалисты классифицируют согласно органу чувств, к которому относится данная конкретная искажённая информация — в данном случае, как слуховые галлюцинации (существуют зрительные галлюцинации, тактильные галлюцинации или сенестопатии и пр.).

Часть здоровых людей, испытывающих такие явления как вербальные иллюзии, подвержены так называемой установке, другими словами, у них искажение восприятия возникает под влиянием предшествующих непосредственно перед моментом возникновения иллюзии, восприятий. Этим явлением у здоровых людей занимался психолог Д. Н. Узнадзе, создавший по этому вопросу собственную школу.

Поддерживал такую же точку зрения и известный канадский нейрохирург В. Пенфилд, вызывавший зрительные и слуховые галлюцинации и иллюзии во время операций, связанных с эпилепсиями, при помощи электрической стимуляции участков затылочной и височной долей коры головного мозга.

Врачи и психологи считают, что проявления вербальных иллюзий являются процессом существенно более сложным, чем аффективные (психические) иллюзии зрительного характера. Это обусловлено тем, что этот процесс заключается в том, что больному в шуме звуков и голосов, в посторонней нейтральной речи слышатся слова или целые фразы, направленные на него, то есть имеющие к нему прямое отношение. И, самое главное, они, как правило, совпадают по сюжету происходящего или по своему содержанию с аффективными и бредовыми муками и переживаниями больного.

Во всех этих случаях человек уверен, что «слышит» то, чего в реальности не было сказано. Эта его трактовка и есть вербальная иллюзия, которая напрямую связана с тем, что отдельные звуки, являющиеся слуховыми раздражителями, «конструируются» его сознанием в осмысленные слова, иногда в целую речь, что создаёт для человека целостный (ошибочно распознанный) слуховой образ, при этом, его содержание полностью зависит от конкретного состояния человека в эту минуту. Специалисты психиатры принимают за аксиому, что вербальные иллюзии, как правило, становятся основой для формирования настроенности больного бредового характера.

В одних случаях вербальных явлений это могут быть оклики, различимые в реально существующем шуме и звуке голосов (необходимо их отличать от окликов галлюцинаторного характера), а в других, они представляют собой непосредственно вербальные иллюзии, которые часто очень тяжело отличить от так называемых иллюзий бреда больного человека.

Дифференцировать в данных случаях три принципиально различные явления очень сложно. К этим явлениям врачи относят:

— бредовую или сверхценную (ошибочная трактовка больного) интерпретацию реально услышанных в скоплении людей слов, обрывков фраз и полных предложений, и неправильно отнесённых их больным человеком на свой счёт;

— иллюзорную переработку (трактовку) действительно реально услышанных слов, звуков с восприятием их больным в виде других слов и фраз, соответствующих его конкретному настроению в данный отрезок времени;

— вербальную галлюцинацию (не иллюзию), вследствие возникающих в шуме толпы звуков, (истинную, реальную или функциональную).

Переживания подобного типа (иллюзии) могут возникать не только вербального характера, но и в виде зрительных, вкусовых, обонятельных отклонений. Иногда роль аффекта (психогенного состояния), вызывающего вербальные иллюзии, играет концепция бреда, приводящая к аффектации. После чего опосредованно, через неё она ведёт к вербальным иллюзиям, возникающим, теперь уже, на основе бреда.

С наступлением темноты (вечера, ночи) интенсивность иллюзий различного характера возрастает, при этом вербальные иллюзии могут сохраняться и днём (практически всегда). Некоторые фазы психотических состояний характерны тем, что больные самостоятельно чётко определяют своё положение — с закрытыми глазами они ощущают явления зрительных обманов, а с открытыми глазами «слышат» разговоры и голоса людей за окном, ведущих переговоры, направленные на предстоящую расправу над ними.

При этом врачи точно различают вербальные иллюзии и бредовые идеи отношений. При явлении бреда больной действительно слышит речь окружающих людей правильно, однако при этом совершенно убеждён, что в ней содержатся угрозы и намёки, направленные в его адрес.

Вербальные иллюзии могут возникнуть и у здоровых людей, под влиянием возбуждённого настроения, невнимания, и при определённых условиях (доносящаяся издалека неясная музыка, шум дождя и пр.). Однако отличие подобных явлений у здорового человека от больного состоит в том, что у них не нарушен момент правильного опознавания звуковых раздражителей, потому что здоровый человек имеет достаточно возможностей для проверки правильности ощущения (слуховой иллюзии) и уточнения первого ошибочного впечатления.

Интересный пример подобного явления приведён американским учёным Вильямом Джемсом в его книге «Психиатрия»: «Однажды, поздно ночью я сидел и читал; вдруг из верхней части дома раздался страшный шум, прекратился и затем, через минуту, слова возобновился, Я вышел в зал, чтобы прислушаться к шуму, но он там не повторился. Как только я успел вернуться и себе в комнату и сесть за книгу, снова поднялся тревожный, сильный шум, точно перед началом бури. Он доносился отовсюду. Крайне встревоженный, я снова вышел в зал, и снова шум прекратился. Вернувшись во второй раз к себе в комнату, я вдруг открыл, что шум производила своим храпом маленькая собачка, спавшая полу. При этом любопытно то, что, раз обнаружив истинную причину шума, я уже не мог, несмотря на все усилия, возобновить прежнюю иллюзию».

То есть, своим наблюдением он подтвердил, что если сознание здорового человека почему-либо приняло за реальность, что источник звука расположен вдалеке, то он кажется значительно громче, но при установлении настоящего источника, иллюзия уходит.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные сленг.

www.molomo.ru

Звуковые иллюзии | FernFlower Group

Звуковые иллюзии могут возникать у абсолютно здоровых людей под влиянием стрессового состояния, волнения, необычных условий. В каждом конкретном случае, психологи находят соответствующее объяснение.

Таких иллюзий известно множество. Это, например, звуковые барьеры (или, как их называют учёные, звуковые «зеркала») — искажение, связанное с различной длиной звуковой волны.

Приведем несколько известных иллюзий с примерами, взятых с сайта molomo.ru

Скрытые ступеньки

Звуковая иллюзия, названная «скрытыми ступеньками», была открыта Дианой Дойч (Diana Deutsch’s), профессором психологии, которая очевидно доказывает, что человеческий мозг может группировать вместе расположенные рядом ноты.

Для демонстрации этого эффекта проигрывают две мелодии, возрастающая и убывающая по тону, при этом ноты оказываются для ушей человека различными по восприятию. Например, одно ухо может слышать, как бы вперемешку — сначала первая нота первой мелодии, потом вторая ноту второй мелодии.

Мозг большей части слушателей группирует высокие и низкие ноты вместе, поэтому разными ушами человек слышит убывающую, возрастающую последовательность звуков (одним ухом) и наоборот, возрастающую, убывающую — другим ухом.

Правша слышит правым ухом первым — возрастающий тон, левша — всё наоборот. Из всего этого сумбурного набора нот и тонов, мозг выбирает подходящую мелодию, которую и воспринимает с его помощью наше сознание (звуковое восприятие).

Возрастающая последовательность

Открытие «возрастающей последовательности» или парадокса Шепарда принадлежит французскому композитору Жан-Клоду Риссе (Jean-Claude Risset), и выражается в том, что пары нот, следуя подряд, создают возрастающую звуковую иллюзию (как при нажатии клавиш на пианино слева направо).

В реальности же, повышение тона отсутствует, и если запустить эту мелодию бесконечное количество раз подряд, то человек так и будет воспринимать постоянное повышение тона, хотя этого не может быть, это звуковая иллюзия, созданная мозгом «самостоятельно».

Падающие колокола

Звуковая иллюзия, получившая название «падающие» колокола, состоит в том, что прослушанные в записи звуки колоколов «падают» с понижением высоты тона.

Однако, вслушиваясь внимательно, человек понимает, что тон, наоборот, увеличивается. То есть, начальная высота тона ниже, чем в конце.

Ускоряющиеся барабаны

Смысл иллюзии «ускоряющихся» барабанов выражается в том, что на самом деле они звучат одинаково, хотя кажется что темп постоянно возрастает. Слушайте внимательно!

Виртуальная парикмахерская

Иллюзия, называемая специалистами «виртуальной парикмахерской», представляет собой явление бинаурального эффекта, и заключается в способности человека и животного определять, с какой стороны от них расположен источник звука за счёт наличия у них двух ушей, выполняющих функцию приёмников звука (источник, расположенный впереди или сзади, определяется плохо и неточно).

Благодаря тому, что звук проходит до уха, расположенного ближе к его источнику, более короткий путь, звуковые волны в ушных каналах имеют разные фазы (время прохождения этой фазы) и амплитуду (силу) звуковых колебаний. Поэтому и восприятие звука разной высоты будет разное. Направление на источник звука для низких звуков (до 1500 колебаний/секунду) определяется сознанием человека наиболее точно и практически полностью по разности времени прохождения данной фазы звуковых волн.

А для высоких звуков, в связи с тем, что основное значение имеет различие в силе звучания у правого и левого уха, определение направления будет менее точным. Возможность определить направление звука возникает, благодаря тому, что различие фаз и интенсивности звуков, воспринимаемых ухом, ведёт к различию импульсов, которые поступают в центральную нервную систему от правого и левого уха.

Спичечный коробок

Не менее известен специалистам стереоэффект, разновидность звуковой иллюзии — «спичечный коробок». Чтобы достичь результата его возникновения, необходимо обязательно закрыть глаза.

Три ноты

Парадокс под названием «три ноты» исследовала также Диана Дойч (Diana Deutsch’s), в звуковой записи можно прослушать несколько сгруппированных нот, которые каждый из слушателей воспринимает по-разному.

Разница заключается в том, что одни их воспринимают, как понижающиеся тона, а другие — как повышающиеся. Известен этот феномен с древних времён, тогда его считали проделками дьявола.

Фантомные мелодии

Фантомными мелодиями называется звуковая иллюзия, которую можно создать при помощи некоторых мелодий, состоящих из быстрых проигрышей, и очень незначительно отличающихся друг от друга. При быстром проигрыше мелодий мозг способен «выделить» на скорости некоторые отдельные ноты и «скомпоновать» их в собственную мелодию.

При медленном проигрыше этой же композиции, подобная звуковая иллюзия не возникает, что объясняется возможностью сознания успеть воспринять все правильные части проигрышей.

Иллюстрацией к этому феномену может служить композиция Rustle of Spring, исполняемая быстро, в этом случае в сознании возникнет ложная мелодия, при медленном исполнении звуковая иллюзия исчезает.

Фантомные слова

Эта иллюзия была впервые продемонстрирована Дианой Дойча из Калифорнийского университета в Сан-Диего. Запись похожа на перекрывающиеся последовательности повторяющихся слов или фраз, расположенных в разных точках пространства.

Слушая их, вы начинаете различать определённые фразы. Хотя на самом деле никаких фраз нет. Ваш мозг составляет их сам, с целью придать значение бессмысленному шуму.

Как молоды мы были …

С возрастом люди теряют способность слышать высокие частоты. Этот звук могут услышать только те, кто ещё не отпраздновал собственное совершеннолетие (хотя и среди людей постарше есть исключения, но они достаточно редки) — его частота 18000 Гц (кстати, ваша собака совершенно точно услышит этот звук).

Некоторые подростки устанавливают этот звук в качестве звонка мобильного телефона, так только они сами (и, конечно, их сверстники) могут услышать звонок. В некоторых странах этот звук очень громко включают в тех местах, в которых нежелательно появление молодёжи.

Стоунхендж

Очень интересна история гигантских камней, находящихся в Стоунхендже (Англия), они имеют удивительную способность создавать звуковые иллюзии, которые не являются миражами акустического характера. Открытие и обоснование этого явления принадлежит американскому исследователю Стивену Уоллеру — учёному археоакустику, который проводил исследования по поводу акустики знаменитого архитектурного ансамбля, возведённого в Южной Англии более 5000 лет назад.

Если два музыканта будут играть на трубе, стоя в центре данного сооружения, то возникает удивительный звуковой эффект — в некоторых местах вокруг музыкантов звуки их игры не слышны, наблюдатели «слышат» тишину. Уоллер объясняет это тем, что звуковые волны отражаются от камней и поглощают друг друга, в результате чего вокруг музыкантов образуется «магический круг» полной тишины.

Люди, приглашённые исследователем для проведения эксперимента, с завязанными глазами становились в центре этого круга, и слушали игру двух трубачей. Попадая в «мёртвую» звуковую зону, они переставали слышать звуки, и потом рассказывали, что им мерещилось препятствие (в реальности оно отсутствовало) между ними и трубачами.

Звуковые иллюзии для психически больных людей

Совершенно другие истоки и объяснения имеют звуковые иллюзии для психически больных людей. Как правило, звуковые иллюзии принимают форму криков, голосов и брани, подозрительного (для больного) шёпота, выстрелов и целых канонад, пения, оркестровой музыки. Иногда больной в неясном постороннем шуме может «слышать» отдельные разговоры, в которых принимают участие различные люди, иногда он «узнаёт» эти голоса, иногда ему слышится речь чужих ему людей. Эти звуковые иллюзии «выдумывает» больное сознание, выдавая совершенно посторонние звуковые раздражители за отчётливую речь.

Как и в других случаях проявления иллюзий различного типа врачи стараются отделять звуковые иллюзии от слуховых галлюцинаций. В первом случае имеет место мнимое ошибочное восприятие больным посторонних шумов, а во втором — придуманные мерещащиеся звуки. И в одном, и в другом случае есть объединяющее явление — все «разговоры» носят, как правило, обвинительный и осуждающий больного человека характер.

Редко, возникает явление, при котором звуковые иллюзии успокаивают больного и уговаривают его успокоиться. Обычно звуковые иллюзии усиливаются в шумной окружающей обстановке, когда большое количество звуко и шумов провоцирует сознание больного человека «слышать» разговоры. В случаях неправильного восприятия звуков возникает эффект звуковой иллюзии.

www.fern-flower.org

Звуковые иллюзии

Звуковые иллюзии могут возникать у абсолютно здоровых людей под влиянием стрессового состояния, волнения, необычных условий. В каждом конкретном случае, психологи находят соответствующее объяснение.

Это могут быть звуковые барьеры, или, как их называют учёные, звуковые «зеркала», искажение, связанное с различной длиной звуковой волны. Существует несколько известных звуковых иллюзий, которые каждый здоровый человек может самостоятельно испытать на себе.

Скрытые ступеньки.

Звуковая иллюзия, названная «скрытыми ступеньками», была открыта Дианой Дойч (Diana Deutsch’s), профессором психологии, которая очевидно доказывает, что человеческий мозг может группировать вместе расположенные рядом ноты.

Для демонстрации этого эффекта проигрывают две мелодии, возрастающая и убывающая по тону, при этом ноты оказываются для ушей человека различными по восприятию. Например, одно ухо может слышать, как бы вперемешку — сначала первая нота первой мелодии, потом вторая ноту второй мелодии.

Мозг большей части слушателей группирует высокие и низкие ноты вместе, поэтому разными ушами человек слышит убывающую, возрастающую последовательность звуков (одним ухом) и наоборот, возрастающую, убывающую — другим ухом.

Правша слышит правым ухом первым — возрастающий тон, левша — всё наоборот. Из всего этого сумбурного набора нот и тонов, мозг выбирает подходящую мелодию, которую и воспринимает с его помощью наше сознание (звуковое восприятие).

Возрастающая последовательность.

Открытие «возрастающей последовательности» или парадокса Шепарда принадлежит французскому композитору Жан-Клоду Риссе (Jean-Claude Risset), и выражается в том, что пары нот, следуя подряд, создают возрастающую звуковую иллюзию (как при нажатии клавиш на пианино слева направо).

В реальности же, повышение тона отсутствует, и если запустить эту мелодию бесконечное количество раз подряд, то человек так и будет воспринимать постоянное повышение тона, хотя этого не может быть, это звуковая иллюзия, созданная мозгом «самостоятельно».

Падающие колокола.

Звуковая иллюзия, получившая название «падающие» колокола, состоит в том, что прослушанные в записи звуки колоколов «падают» с понижением высоты тона.

Однако, вслушиваясь внимательно, человек понимает, что тон, наоборот, увеличивается. То есть, начальная высота тона ниже, чем в конце.

Ускоряющиеся барабаны.

Смысл иллюзии «ускоряющихся» барабанов выражается в том, что на самом деле они звучат одинаково, хотя кажется что темп постоянно возрастает. Слушайте внимательно!

Виртуальная парикмахерская.

Иллюзия, называемая специалистами «виртуальной парикмахерской», представляет собой явление бинаурального эффекта, и заключается в способности человека и животного определять, с какой стороны от них расположен источник звука за счёт наличия у них двух ушей, выполняющих функцию приёмников звука (источник, расположенный впереди или сзади, определяется плохо и неточно).

Благодаря тому, что звук проходит до уха, расположенного ближе к его источнику, более короткий путь, звуковые волны в ушных каналах имеют разные фазы (время прохождения этой фазы) и амплитуду (силу) звуковых колебаний. Поэтому и восприятие звука разной высоты будет разное. Направление на источник звука для низких звуков (до 1500 колебаний/секунду) определяется сознанием человека наиболее точно и практически полностью по разности времени прохождения данной фазы звуковых волн.

А для высоких звуков, в связи с тем, что основное значение имеет различие в силе звучания у правого и левого уха, определение направления будет менее точным. Возможность определить направление звука возникает, благодаря тому, что различие фаз и интенсивности звуков, воспринимаемых ухом, ведёт к различию импульсов, которые поступают в центральную нервную систему от правого и левого уха.

Спичечный коробок.

Не менее известен специалистам стереоэффект, разновидность звуковой иллюзии — «спичечный коробок». Чтобы достичь результата его возникновения, необходимо обязательно закрыть глаза.

Три ноты.

Парадокс под названием «три ноты» исследовала также Диана Дойч (Diana Deutsch’s), в звуковой записи можно прослушать несколько сгруппированных нот, которые каждый из слушателей воспринимает по-разному.

Разница заключается в том, что одни их воспринимают, как понижающиеся тона, а другие — как повышающиеся. Известен этот феномен с древних времён, тогда его считали проделками дьявола.

Фантомные мелодии.

Фантомными мелодиями называется звуковая иллюзия, которую можно создать при помощи некоторых мелодий, состоящих из быстрых проигрышей, и очень незначительно отличающихся друг от друга. При быстром проигрыше мелодий мозг способен «выделить» на скорости некоторые отдельные ноты и «скомпоновать» их в собственную мелодию.

При медленном проигрыше этой же композиции, подобная звуковая иллюзия не возникает, что объясняется возможностью сознания успеть воспринять все правильные части проигрышей.

Иллюстрацией к этому феномену может служить композиция Rustle of Spring, исполняемая быстро, в этом случае в сознании возникнет ложная мелодия, при медленном исполнении звуковая иллюзия исчезает.

Фантомные слова.

Эта иллюзия была впервые продемонстрирована Дианой Дойча из Калифорнийского университета в Сан-Диего. Запись похожа на перекрывающиеся последовательности повторяющихся слов или фраз, расположенных в разных точках пространства.

Слушая их, вы начинаете различать определённые фразы. Хотя на самом деле никаких фраз нет. Ваш мозг составляет их сам, с целью придать значение бессмысленному шуму.

Как молоды мы были …

С возрастом люди теряют способность слышать высокие частоты. Этот звук могут услышать только те, кто ещё не отпраздновал собственное совершеннолетие (хотя и среди людей постарше есть исключения, но они достаточно редки) — его частота 18000 Гц (кстати, ваша собака совершенно точно услышит этот звук).

Некоторые подростки устанавливают этот звук в качестве звонка мобильного телефона, так только они сами (и, конечно, их сверстники) могут услышать звонок. В некоторых странах этот звук очень громко включают в тех местах, в которых нежелательно появление молодёжи.

Стоунхендж.

Очень интересна история гигантских камней, находящихся в Стоунхендже (Англия), они имеют удивительную способность создавать звуковые иллюзии, которые не являются миражами акустического характера. Открытие и обоснование этого явления принадлежит американскому исследователю Стивену Уоллеру — учёному археоакустику, который проводил исследования по поводу акустики знаменитого архитектурного ансамбля, возведённого в Южной Англии более 5000 лет назад.

Если два музыканта будут играть на трубе, стоя в центре данного сооружения, то возникает удивительный звуковой эффект — в некоторых местах вокруг музыкантов звуки их игры не слышны, наблюдатели «слышат» тишину. Уоллер объясняет это тем, что звуковые волны отражаются от камней и поглощают друг друга, в результате чего вокруг музыкантов образуется «магический круг» полной тишины.

Люди, приглашённые исследователем для проведения эксперимента, с завязанными глазами становились в центре этого круга, и слушали игру двух трубачей. Попадая в «мёртвую» звуковую зону, они переставали слышать звуки, и потом рассказывали, что им мерещилось препятствие (в реальности оно отсутствовало) между ними и трубачами.

Звуковые иллюзии для психически больных людей.

Совершенно другие истоки и объяснения имеют звуковые иллюзии для психически больных людей. Как правило, звуковые иллюзии принимают форму криков, голосов и брани, подозрительного (для больного) шёпота, выстрелов и целых канонад, пения, оркестровой музыки. Иногда больной в неясном постороннем шуме может «слышать» отдельные разговоры, в которых принимают участие различные люди, иногда он «узнаёт» эти голоса, иногда ему слышится речь чужих ему людей. Эти звуковые иллюзии «выдумывает» больное сознание, выдавая совершенно посторонние звуковые раздражители за отчётливую речь.

Как и в других случаях проявления иллюзий различного типа врачи стараются отделять звуковые иллюзии от слуховых галлюцинаций. В первом случае имеет место мнимое ошибочное восприятие больным посторонних шумов, а во втором — придуманные мерещащиеся звуки. И в одном, и в другом случае есть объединяющее явление — все «разговоры» носят, как правило, обвинительный и осуждающий больного человека характер.

Редко, возникает явление, при котором звуковые иллюзии успокаивают больного и уговаривают его успокоиться. Обычно звуковые иллюзии усиливаются в шумной окружающей обстановке, когда большое количество звуко и шумов провоцирует сознание больного человека «слышать» разговоры. В случаях неправильного восприятия звуков возникает эффект звуковой иллюзии.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные сленг.

www.molomo.ru

Слуховые иллюзии/ Auditory Illusions

Auditory Illusions

Слуховые иллюзии

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.

Every now and then we present auditory illusions on 60-Second Psych.
Периодически мы говорим в программе «60 секунд-психология» и слуховых иллюзиях

Being an audio podcast about human perception, it’s sort of the perfect match.
Это прекрасно подходит для аудиоподкаста об ощущениях (чувствах) человека

First up a classic illusion from Diana Deutsch at the University of California, San Diego.
Сначала классическая иллюзия от Дианы Дойч из Университета Калифорнии, Сан-Диего

It’s a recording of repeating sounds, which our brains perceive as specific words. Listen to this .
Это запись повторяющихся звуков, которые наш мозг воспринимает как особые слова. Послушайте [аудио]

What words did you hear? Well none of them are actually there.
Какие слова вы  услышали? Ни одного из них там не было

 In an effort to make sense of the repeated gibberish our brains actually perceive real words or phrases.
Силясь разобрать смысл повторяющейся бессмыслицы, наш мозг в самом деле воспринимает реальные слова и выражения

Often the words are related to whatever is on our mind at that time.
Часто эти слова связаны с тем, что занимает нас в настоящую минуту

 Recently I’ve been driving in New York City a lot, so I heard the words «road rage» repeated over and over.
Последнее время я много езжу на машине по Нью-Йорку, поэтому то и дело слышала слова «безумие на дорогах»


Here’s one more illusion. This is an example of the Shepard scale, created by cognitive psychologist Roger Shepard.
А вот другая иллюзия. Это пример шкалы Шепарда, созданной когнитивным психологом Роджером Шепардом

 The tones are separated by octaves, meaning each successive frequency doubles and this creates the fascinating effect of a constantly descending tone, but really it goes absolutely nowhere; it stays at the same level. Listen to this .
Тона разделены октавами, т.е. частота каждого следующего звука удваивается. Это создаёт удивительный эффект постоянно понижающегося тона. Но на самом деле уровень тона остаётся постоянным. Послушайте [аудио]

It’s the auditory equivalent of the barber shop pole that appears to be moving but isn’t.
Это звуковой эквивалент «шеста перед парикмахерской», который кажется движущимся, хотя неподвижен

 Or like the artist M.C. Escher’s lithograph of a never-ending staircase called Ascending and Descending. Any way you hear it, it’s kinda creepy.
Или как литография Эсхера бесконечной лестницы, которая и поднимается, и опускается. В любом случае, звучит это жутковато

—Christie Nicholson

audiorazgovornik.ru

Слуховые иллюзии. Топ 10. — Аудиомания

Все вы, наверное, знаете о таком явлении как зрительные иллюзии. Ну, впомните эти странные картинки, где предметы одинакового размера кажутся разными, непонятно, вниз или вверх идёт лестница — ну, и всё этому подобное.

А сегодня мы с вами поговорим о слуховых иллюзиях — тема тоже весьма и весьма интересная, но, увы, мало кому известная. Хотя как минимум одной иллюзией каждый день наслаждается любой меломан — но тссс, об этом позже.Итак, приготовьте ваши уши! Перед вами — горячая десятка самых интересных слуховых иллюзий! Поехали.

10 место

Иллюзия гаммы

Эту иллюзию обнаружила Диана Дойч (Diana Deutsch). Суть её заключается в том, что наш мозг как бы группирует схожие ноты. В аудиофрагменте записаны две гаммы — убывающая и возрастающая. Ноты поочерёдно звучат в разных ушах — например, первая нота гаммы — в левом ухе, вторая — в правом.

Люди по-разному воспринимают это звучание, но большинство «группирует» высокие и низкие ноты. Вместо того, чтобы слышать две гаммы, люди думают, что «слышат» две мелодии, попеременно возрастающие или убывающие, а затем — наоборот. Иными словами, мозг «переносит» некоторые ноты из одного уха в другое, чтобы в результате получилась слаженная мелодия. При этом, правши слышат более высокую мелодию в правом ухе, а левши — наоборот.

Внимание: слушать необходимо в стереонаушниках или через широко разнесённые громкоговорители.

9 место

Фантомные мелодии

Иногда музыка может состоять из быстрых арпеджио (аккордов, звуки в которых играются один за другим) или иных повторяющихся кусочков, которые, следуя друг за другом, меняются лишь незначительно. Если скорость достаточно высока, мозг «выхватывает» те самые изменяющиеся ноты и «формирует» из них мелодию. Но если то же самое сыграть медленно, мелодия «исчезнет».

Сравните следующие два музыкальных фрагмента: первый — быстрый, второй — он же, но в несколько раз замедленный. В первом случае изменяющиеся ноты длятся достаточно долго для того, чтобы «выстроиться» в мелодию, во втором же они играются слишком «отдалённо» друг от друга, и эффекта связности нет.

8 место

Возрастающее блеяние

Эти пары аккордов, следуя одна за другой, кажутся постепенно возрастающими — от начала к концу фрагмента. Но на самом деле, первая пара аккордов — та же самая, что и последняя. Это легко установить, если закольцевать сэмпл — вы совершенно точно не сможете определить, где начало, а где концовка.

7 место

Падающие колокола

Здесь вы можете услышать аудиопарадокс, во время которого колокола звучат так, как будто они падают вниз. Чем ниже они падают, тем более низким кажется из звон. На самом деле, он наоборот делается всё более и более высоким.

6 место

Ускоряющийся барабан

Интересная иллюзия: вам кажется, что темп ударов барабана всё время ускоряется. На самом деле, в конце он точно такой же, как и в начале.

5 место

Виртуальная парикмахерская

А вот и обещанная вам привычная слуховая иллюзия, которую мы таковой не считаем. Просто она стала для нас обыденностью. Это — стереовосприятие звука. Если вы включите следующую запись, то вам покажется, что вы сидите в парикмахерском кресле, а сам парикмахер находится рядом с вами, делая вам стрижку. Когда парикмахер «перемещается» правее, звук в правом канале плавно делается громче, а в левом — тише. То же самое касается ножниц, «оказывающихся» ближе то к одному, то к другому уху. Эта иллюзия демонстрирует наше умение «локализировать» звук в пространстве.

Внимание: слушать необходимо в стереонаушниках.

4 место

Коробок спичек

Это, как и предыдущая, стереоиллюзия: некто трясёт коробком спичек около вас, периодически зажигая одну за другой.

3 место

Парадоксальные тритоны

Тритоны здесь — не известные всем земноводные. Тритон ещё и музыкальный термин, обозначающий интервал объёмом в три тона. То есть, тритон приходится ровно на с ередину гаммы, и некогда этот интервал считался дьявольским. Его не использовали в музыкальных сочинениях вплоть до последнего времени.

Данная иллюзия также, как и первая в списке, была обнаружена Дианой Дойч. Собственно, суть: разные люди слышат две сыгранные ноты по-разному, одним кажется, что первая ниже второй, другим — наоборот. Интересно слушать эту запись в группе и сравнивать «ощущения».

2 место

Эффект MgGurk

Не торопитесь смотреть видео, пока не прочитаете этот текст! Итак, когда вы будете проигрывать клип в первый раз, закройте глаза и просто слушайте. Что говорит этот человек? Теперь откройте глаза и повторите эксперимент. Вы слышите «Ба-ба», «Га-га» или «Да-да»?

Что ж, смотрите видеоклип, а потом читайте продолжение…

Почти все взрослые люди (98% «испытуемых») думают, что слышат «Да» — но звук [д] здесь всего лишь результат аудио-визуальной иллюзии. На самом деле человек на экране говорит «Ба», но губы его движутся так, как если бы он произносил «Га».

1 место

Фантомные слова

Вот и третья иллюзия от Дианы Дойч. На этой записи содержатся чередующиеся последовательности повторяющихся слов или фраз, расположенных в различных «регионах» стереопространства. Когда вы начнёте слушать сэмпл, вы начнёте «выхватывать» из него некие фразы, которых на самом деле не существует. И в этом опять же заслуга вашего мозга, который «конструирует» осмысленные предложения из бессмысленного шума.

Забавно, что люди как правило слышат то, о чём в данный момент думают. К примеру, те, кто сидит на диете, могут услышать что-то о еде.

К сожалению, русскоязычному человеку гораздо сложнее что-то разобрать в этой записи, ибо рассчитана она на англоговорящих (судя по записанным звукам, типичным для английского языка).

Внимание: слушать необходимо через широко разнесённые громкоговорители.

Бонус

Звук для тех, кому нет двадцати

Этот звук могут услышать только те, кто ещё не отпраздновал собственное двадцатилетие (хотя и среди людей постарше есть исключения, но они очень редки) — его частота 18000 Гц (кстати, ваша собака совершенно точно услышит этот звук).

Говорят, некоторые подростки устанавливают этот звук в качестве звонка мобильного телефона — так только они сами (и, конечно, их сверстники) могут услышать звонок. А ещё пишут, что в Англии этот звук очень громко включают в тех местах, в которых нежелательно появление молодёжи.

С возрастом люди теряют способность слышать такие высокие частоты. Проверьте, сколько лет вашим ушам!

audiomania.livejournal.com

Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *