Пестушки примеры детские – Пестушки — Народный фольклор — Стихи на все времена

Детский фольклор. Пестушки.

Пестушки от слова «пестовать» что значит воспитывать, нянчить – простые стишки, показывающие любовь к детям. Их произносят ласково и дружелюбно. Помогает непринужденно сделать малышу гимнастику и обучить родному языку.

— А где у Мишутки ноженьки? Вот они, ноженьки!

— А где у Мишутки носик? Вот он, носик!..

Можете сочинять свои пестушки, даже без рифмы ваш ребенок будет очень заинтересованным слушателем:
Ах ты, деточка.

Золотая, цвéточка,

Виноградная веточка,

Сладкая конфеточка!

Когда младенец проснулся:

Потягунюшки, потягунюшки!

Поперёк толстунюшки,

А в ножки ходунюшки,

А в ручки хватунюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок!

***

На кота потягушки,

На дитя порастушки!

***

Приговаривают при купании, когда последний раз окачивают:

С гоголя вода,

С младенца Владимира

Вся худоба!

***

Тянушки-потянушки,

На зайку потягунушки.

На Сашу растунушки,

Поперёк толстунушки,

Вдоль долгунушки,

Ножки ходунушки,

Ручки хватунушки,

Глазки гдядунушки,

Носок – сморчок,

Роток – говорок,

Умок – разумок,

Ушки – слушки

Моей матушки,

Батюшки-разбатюшки!

***

Вода текучая.

Дитя растучее.

С гуся вода,

С тебя худоба!

Вода к низу,

А дитя к верху!

***

Приговаривая эти слова, шлёпают по губам и по щеке:

— Мишка, Мишка, Где штанишки?

— Потерял, потерял,

У девчонок на орешки

Променял, променял…

Мама била, била, била

По ушам, по ушам:

— Подавай сюда штанишки!

— Не подам, не подам!

***

При умывании:

Водичка, водичка,

Умой сыну личко,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб щёчки розовели,

Чтоб кусался зубок

И смеялся роток!

***

Чтобы ребёнок не плакал, говорят:

Кач-кач, кач-кач,

На березе сидит грач,

А ворона на ели,

Кричит: «Таня, не реви!»

Ой, качу, качу, качу.

Не отдам тебя грачу,

Не отдам и ворону

На чужую сторону.

***

Когда ребёнок делает первые шаги, припевают:

— Ножки, ножки,

Куда вы бежите?

— В лесок на мошок (мох) —

Избушку мошить,

Чтоб не холодно жить.

***

Три-та-та, три-та-та,

Вышла кошка за кота.

Ходит кот по лавочке,

А кошечка по подлавочке,

Ловит кота за лапочки.

Ох, ты котик-коток

Крутолобенький!

Поиграй ты, кот, со мной,

С Машкой, кошкой молодой!

***

— Ножки, ножки, что вы делали?

— Бежали-бежали, чтобы кисонька не поймала.

Поддерживают ребёнка, чтобы он перебирал ножками, и припевают:

Дыбочки, дыбок,

Скоро Сашеньке годок!

***

Тритатушки, три-та-та,

Вышла кошка за кота,

За кота котовича,

За Иван Петровича!

***

Скок-поскок!

Молодой дроздок

По водичку пошёл,

Молодичку нашёл.

Молодиченька,

Невеличенька:

Сама с вершок,

Голова с горшок…

Шу-шу, полетели,

На головушку сели!

При словах «шу-шу…» нужно вскидывать руки и прикасаться к голове ребёнка, а он как бы защищается (тренировка ответной реакции).

< Предыдущая   Следующая >

deti-svetgorod.ru

Пестушки | Растем играючи

  • Потягуни-потягушечки,
    От носочков до макушечки!
    Мы потянемся-потянемся,
    Маленькими не останемся!
    Вот уже растем, растем, растем!
    Вот как выросли!

  • Потягушеньки, порастушеньки,
    (поглаживаем от головы до пяточек)
    Поперек толстунюшеньки,
    (гладим бока)
    А в ножки – ходунюшеньки,
    (двигаем ножками)
    А в ручки – хватунюшеньки,
    (сжимаем и разжимаем кулачки)
    А в ушки — слышунюшеньки,
    (показываем ушки)
    А в глазки — глядунюшеньки,

    (показываем глазки)
    А в носик — сопунюшеньки,
    (показываем носик)
    А в ротик — говорок,
    (показываем ротик)
    А в головку — разумок!
    (трогаем лобик)

  • Большие ноги
    Шли по дороге:
    Топ, топ, топ,
    Топ, топ, топ!
    Маленькие ножки
    Бежали по дорожке:
    Топ, топ, топ, топ,
    Топ, топ, топ, топ!

  • Ручки-ручки — потягушки
    И ладошки — похлопушки.
    Ножки-ножки — топотушки,
    Побегушки, попрыгушки.
    С добрым утром, ручки,
    Ладошки и ножки,
    Щёчки-цветочки — Чмок!

  • Ой качи, качи, качи!
    В головае-то калачи,
    В ручках прянички,
    В ножках яблочки,
    По бокам конфеточки,
    Золотые веточки!

  • Потягушки-порастушки:
    В рученьки — хватушки,
    В ноженьки — ходушки,
    В роток — говорок,
    А в головку — разумок!

  • Дыбок, дыбок,
    Завтра годок!
    Дыбок, дыбок,
    Целый годок!

  • Тяги, тяги, потягушеньки,
    На детку порастушеньки!

    Расти, деточка, здоровая,
    Как яблонька садовая!
    На кота потягушеньки,
    На дитя порастушеньки,
    А в ручки хватушки,
    А в ротик говорунок,
    А в головку разумок!

  • Потягуси, потягуси,
    Пролетали низко гуси.
    Потягуси, потягушечки,
    Перья мягкие в подушечке.
    Эти перья-потягушеньки
    Подарили гуси Нюшеньке.

  • Вот проснулись! Потянулись!
    С боку на бок повернулись!
    Потягушечки! Потягушечки!
    Где игрушечки, погремушечки?
    Ты, игрушка, погреми,
    Нашу детку подними!

  • kid-game.ru

    Пестушки: русские традиции и обычаи

    Слово «пестушки» произошло от слова «пестовать», то есть нянчить, растить. Русские традиции и обычаи воспитания детей включают богатый и уникальный опыт пестования младенцев. Но в современных семьях редко можно встретить пестушки, их заменили современные развивающие игрушки, аудиодиски, детские обучающие видеофильмы и карточки для запоминания слов, букв и цифр с пеленок. А зря. Ведь пестушки – это отточенный веками и проверенный многими поколениями метод развития младенца.

    Можно встретить такое мнение, что пестушки устарели, и нужны только «для сдачи экзамена в педагогическом колледже или вузе» или для того, чтобы просто занять младенца, поставив ему аудиодиск с народным детским фольклором. Какое ошибочное мнение!!! Потеря культуры пестования младенца привела и приводит к росту количества детишек с проблемами в развитии, к увеличению числа детей с отставанием в развитии речи (в том числе и с нарушениями звукопроизношения), к росту количества малышей, не говорящих и в год, и в два года.

    Что же дают пестушки маме и малышу? От чего мы отказываемся, не используя пестушки в уходе за младенцем? И почему же мы не ценим накопленный веками опыт наших предков? Потому что, наверное, уже забыли, зачем нужны пестушки — нужны в первую очередь младенцу, но нужны  и маме малыша? Об этом я и хочу рассказать в этой статье.

    Пестушки – это маленькие фольклорные произведения (стишки, песенки), в которых выделяют две главные особенности:

    1. Ритмичная, с четким произнесением звуков и слогов и с  утрированным протягиванием гласных звуков речь мамы или бабушки.
    2. Действия мамы –  поглаживание ручек и ножек малыша, массаж, покачивание ребенка – которые дают новые тактильные ощущения младенцу.

    В пестушках в отличие от потешек нет активных действий самого ребенка. В них ребенок только «принимает» то, что «дает» ему мама.

    Что же дают пестушки малышу?

    1.Эмоциональный диалог с мамой.

    Мамин голос знаком ребенку с периода внутриутробного развития. Современные исследования свидетельствуют, что совсем крохотные малыши отличают голос мамы от голосов других людей и разнообразных звуков. При этом именно голос мамы вызывает у них максимальную активность – зрительную, слуховую, двигательную. Поэтому очень важно, чтобы пестушки произносил не голос диктора с аудиодиска, а голос мамы. И маму для ребенка не заменит никто!

    Ведя в пестушках диалог с малышом с первых дней его жизни, мама закладывает предпосылки для полноценного развития речи и речевого общения. Кроме того, она налаживает эмоциональный контакт с ребенком, от которого будет зависеть, насколько быстро и успешно будет развиваться малыш.

    2.Развитие движений у ребенка, обогащение двигательного опыта малыша и его тактильного опыта.

    Пестушки сопровождаются движениями тела младенца, массажем. Эти тактильные ощущения очень важны для развития младенца! Чем более они разнообразны, тем лучше развивается ребенок!

    3.В пестушках мама говорит с малышом именно таким языком, который им наиболее хорошо воспринимается ребенком и который стимулирует развитие речи малыша:

    • Мама тянет гласные звуки, и ребенок начинает выделять их из речевого потока: «Потягуууууууууунюшки, порастууууууууунюшки», «Ай – да – дааааааа! Ай – да – даааааааа!» Фактически этот способ говорения с ребенком говорит малыша к его собственным первым попыткам речевой активности – гулению, гуканью, лепету, стимулирует его вслушивать в речь взрослых, а затем и повторять за мамой звуки и слоги. Следующим этапом таких диалогов будет уже перекличка, когда мама тянет звук или слог, а малыш его будет повторять. А потом мама прислушается к звукам, которые говорит малыш и тоже станет их повторять за ним.

    Вот как это было раньше – вспоминает Карпова Нина Леонтьевна (Лешуконский район Архангельской области):

    «Маленький ребенок не говорит, а все понимает. Он глазками показывает, смотрит внимательно и слушает, и все-все понимает. И с ним разговариваешь: «дай-дай-дай! Ба-ба, ба-ба, ба-ба, ба-ба! Ма-ма, мА-ма, мА-ма! Па-па-па-па-па-па!» — чтоб он эти слова уже мог выговариать. Он уже умишком смекает, он уж начинает: «Ба, ба, ба,ба…». А разговаривать с ребенком не будешь, так он, конечно, долго не будет говорить».

    • Речь мамы в пестушках ритмична. А ведь как легко дети запоминают ритмичные стихи и песенки! (и не только на родном, но и на других языках)
    • Слоги и звуки в пестушках часто повторяются, что опять же помогает малышу вслушиваться в них и быстро запоминать.
    • В пестушках можно менять интонацию речи: то вопрос, то ответ, то сердито, то ласково, то весело, то низким голосом, то высоким. Именно тон, тембр, интонацию ребенок в первую очередь выделяет из речевого потока.

    4.В пестушках мама «программирует» счастливое будущее малыша, проговаривая это вслух, настраивает себя на то, что жизнь ребенка сложится удачно и желает этого своему сыну или дочке. Это тоже очень важный психологический момент.

    Как же наши бабушки и прабабушки, наши предки использовали пестушки? Как они пестовали малышей?

    Пестушка для умывания.

    Умывая младенца, приговаривали:

    «Свята-Божья водичка,

    Умой Боре личико:

    Чтоб глазки блестели,

    Чтоб щечки краснели,

    Чтоб смеялся роток,

    Чтоб кусался зубок!

    Чтобы у Бори головка была кругленькая-кругленькая!

    Как с гуся вода, так и с Бори вся худоба!

    Чтоб ты жил и никогда не хворал!

    Расти большой и будь умнОй!»

    Пестушки для купания.

    Произнося слова пестушек, малыша гладили по спинке, по животику, вдоль ручек и ножек, по головке, лили на него водичку.

    1.Вспоминает Болдина Татьяна Иосифовна (р. 1926 г.), Белгородская область:

    «Ну вот, давай купаться, детка. Сейчас я тебя буду купать. Ну-ка давай ручки растянем, ножки вот так выпрямим. Давай водичкой тебя польем, будет тебе тепло, хорошо. Вот такая у нас будешь большая, красивая, такая румяная, щёчки как булочки – вот такая пригожая. Ну, давай, внученька, давай, Танечка. Вот умница какая. Лежит послушно… Какая разумница у меня, глядит глазками весело. Посидела в лоточке, а теперь мы тебя чистой водой обмоем. Вот так:

    С гоголя вода,

    с гоголихи – вода,

    А с рабы Божьей Танечки –

    вся тягота!

    Водичка – под полОк,

    А Танечка – на полОк.

    Водичка – ниже.

    А Танечка – выше!

    Вот послушница! Помылась, давай убираться».

    2.Когда младенца мыли в бане (Архангельская область), то всегда приговаривали. Сначала положат малыша на колени и начинают ручку с ножкой сводить и так разминают: «Ручки-грабУльки! Ножки – ходУльки!». Потом малыша растирали, говоря: «Моется, парится, спать собирается – на сон, на покой, на счастье, на здравие, ему спать по ночам, расти по часам». А когда обливали из ковшика, то говорили: « С гоголя вода, с лебедя вода, а с тебя вся худоба! На сон, на здоровье, на велику Божью милость, на родительскую радость! Отойди, вся боль и скорбь, в темную ночь!»

    Пестушки для гимнастики и массажа младенца.

    1.Когда малыш лежит на спине, его надо взять за ножки (за щиколотки) и в ритм пестушки стучать ножку об ножку:

    Скок, скок, скок.

    Побежали на мосток.

    Побежали на мосток.

    Потеряли сапожок.

    2.Делаем ручками ребенка движения «как машут крыльями уточки». После этого  кладем ручки на головку малышу.

    Кши, кши, сороки!

    Кши, кши, белобоки-

    Полетели, полетели,

    Ване на головку сели!

    Сели, посидели,

    Песенки попели

    И дальше полетели!

    Гуси прилетели,

    На головку сели.

    Сели,посидели.

    Песенки запели.

    И опять полетели!

    3.Сажаем ребенка на колени и качаем, словно он едет по кочкам. Затем колени раздвигаем и ребенок «падает в ямку» (придерживая за ручки, сбрасываем вниз малыша)

    По коч-кам, по коч-кам,

    По маленьким вершоч-кам.

     В ямку – бууууууух!

    А там петух!

    Мы ехали, мы ехали

    За грецкими орехами

    По кочкам, по кочкам,

    По маленьким пенечкам.

    В ямку – бууууууух!

    4.Постукиваем своими пальцами по пяточками младенца в ритм словам пестушки:

    Кую-кую-ножку!

    Поеду в дорожку!

    Куй, куй, чеботок!

    Подай, Ваня, молоток!

    5.Легонько крутим голову ребенка то направо, то налево и приговариваем слова пестушки:

    Кудели, кудели.

    Кудели, кудели.

    На печи сидели.

    Куда Таню (имя ребенка) дели?

    Кудели, кудели,

    Головушкой вертели!

    Кудели, кудели

    Пряли две недели!

    6. Разводим медленно ручки малыша в стороны, потом перекрещиваем на груди:

    «Тяяяяниииии хоооолстыыыы! Тяяяяниииии хоооолстыыыыыы! Тяяниии, потяяяягивай! Поперек поклаааадывай!»

    7.Двигаем ножки ребенка к себе и от себя, когда он лежит на спинке (можно делать движение «велосипед»)

    Дери-дери-дёрка!

    Едет Егорка!

    На серенькой лошадке,

    В новой шапке.

    С бородой. С усами!

    Дери-дери-ногами!

    8.Когда малыш учится переворачиваться со спины на бок и на живот, то делают упражнение «Каты-покаты». Малыш лежит на спинке. Его легко покатывают-поворачивают с боку на бок то в одну, то в другую сторону.

    «Каааааты-покааааты. Женихи богаааты! Каааты-катышооок! Андрей – женишооооок!»

    9. Постукиваем по спинке ребенка и говорим:

    Что в горбу?

    — Денежки.

    — Кто наклал?

    — Дедушка.

    — Чем черпал?

    — Ковшичком.

    — Дай-ка мне! Дай-ка мне!

    10. Упражнение с первых дней малыша. Мама гладит ребенка по бокам от подмышек до пяточек, затем гладит ножки, ручки и поглаживает головку. В ответ на это младенец рефлекторно потягивается, распрямляет ножки и ручки. Говорим пестушку, гладя малыша и протягивая гласные звуки.

    Потягууууууунюшки. Порастууууууунюшки!

    А в ножки – ходууууунюшки. А в ручки – хватуууууууунюшки!

    А в роток – говороооооооок! А в головку – разумоооооооок!»

    Тяги-тяги-потягууууушеньки!

    На Катюшу порастуууууушеньки!

    Расти, доченька,здороооооовая!

    Как яблонька садооооовая!

    11. В пестушке «Мешу тесто» очень ласково и осторожно «переваливаем» голову малыша с ладони на ладонь.

    Мешу, мешу тесто!

    Есть в печи место!

    Пеку, пеку, каравай!

    Головоньку валяй, валяй!

    12.В следующей пестушке ручки ребенка двигают к себе и от себя.

    Трататаааа! Трататааааа!

    Пожалуйте решетаааа!

    Мучки посейте, пирожки затейте!

    Ай-тпруки-тпруки-тпруки!

    Я насеяла муки!

    Замесила пироги!

    На пшеничных дрожжах!

    Не удержишь на вожжах!

    Тпрушечки-потрушечки.

    Испекли ватрушечки!

    Ватрушечки-колобушечки!

    Нашему Андрюшечке!

    13. В такт пестушке легонько стучат то ладошкой, то локотком малыша по столу:

    Ай-тукиии-тукиии-тукиии.

    Застучали молоткиииии!

    Застучали молоткиииии!

    Заиграли в локотки!

    Тук-тук-ло-ко-ток!

    Скоро Машеньке годок!

    14. Когда малыш лежит на спинке и гулит, то наклоняются над ним так, чтобы он сосредоточил взгляд на мамином лице и говорят четко, протягивая гласные (приговаривая, гладят малыша):

    Гули-гули-гулёёёёёночек!

    Гули-гули-голубёёёёночек!

    Пой, пой, хорооооошенький!

    Хорошенький. Пригоооооженький!

    Чтоб был здоровёёёшенький!

    15. Когда малыш лежит на спинке, гладят его животик по часовой стрелке и приговаривают:

    Хорошеньким хорошок!

    Пригоженьким пригожок!

    Стройненьким стройняшок!

    Родненьким родняшок!

    Ой ты мой, сыночек – пшеничный колосочек!

    Лазоревый цветочек, сиреневый цветочек!

    16. Когда младенец лежит на спине, «переступают» его ногами по кроватке:

    Эх, топни, нога!

    Топни, правенькая!

    Как Катюша хороша-

    Наша маленькая!

    Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

    Всем мамам, бабушкам, педагогам очень советую познакомиться с книгами Ботяковой О.Ю. «Мамин массаж с потешками» и Науменко Г.М. «Народная мудрость и знания о ребенке». В них Вы найдете много пестушек для детей раннего возраста.

    Приговорки, пестушки, потешки были тесно связаны с традициями и обычаями русского народа. На первом  году жизни ребенка такими знаменательными событиями были первый зуб и первый шаг.

    Когда взрослые видели у малыша первый зуб, то они говорили:

    Расти-расти, зубок.

    Твердый как дубок!

    И обязательно покупали подарок, чтобы зубки росли крепкими. Во Владимирской области кто первый увидел зубок, тот покупал любой беленький материал на рубашечку для младенца. В Архангельской области тот, кто первый ощупал первый зубок, дарил поясок для рубахи. Пекли пирог под названием «зубок», а гости приносили пряники, калачи, пироги. В Вологодской области на первый зубок покупали серебряную ложечку.

    А вот как стимулировали малыша к первому шагу. Вспоминает Справцева Харитина Ивановна (р. 1912 г) Брянская область:

    «Когда ребенок впервые встает на ножки, говоришь:

    Ай, дыбочки-дыбОк,

    Скоро мальчику годок!

    Вставай-ка дыбок,

    Достанешь потолок.

    Вставай и повыше,

    Достанешь до крыши!

    И зовешь его к себе, чтобы он пошел: «Ну-ка дыбоньки, ходи, дыбоньки! Ну-ка ножками дыбоньки! Ну давай, миленький, хорошенький, пригоженький!» И целуешь его тогда, и милуешь, и ласкаешь, и вкусненькое ему даешь. Это как он тольлко чуть ступнёт. И обязательно купляешь обновку ему, обновку-обувку какую-то на ножки там, чтобы становился на ножки и бегал по дорожке».

    А девочке говорили по-другому. Вспоминает Болдина Татьяна Иосифовна, Белгородская область (р.1926):

    «Ну-ка, Танечка. Встала. Давай постоим на ножках. Ну-ка дыбкИ-дыбкИ-дыбкИ! Можешь стоять дыбки. Потом ножкой переступать. Как будем ходить? Давай пробуй, пробуй. Раз, два…ой-ой-ой, упала! Ну ничего. Ну-ка вставай! Обратно дыбочки. Ой. Умница. Ну, какая умница! Скоро будешь бегать у нас:

    «Ай. дыбОк, дыбОк, дыбОк.

    Завтра Танечке годок!

    Купим Танечке платок!

    Во всю голову цветок!»

    Когда малыш начинал ходить, то его первые шаги сопровождали действием «снятия пут», чтобы дать малышу возможность «ходить шибко и скоро». Для этого взрослые делали между детскими ножками движение, имитирующее разрезание, отчего действие и называлось «путы резать». Также делали и в тех случаях, когда младенец долго не начинал ходить.

    Вспоминает Васькина Клавдия Петровна (р.1927), Волгоградская область: «Глядь! Наш Ваня ходит! Ну-ка давай первый шажок делай! – Только он шагнул, а ему между ног ножом по земле раз-крест. – Ну. Всё, перерезали Ване путы. Теперь он пойдет, будет бегать, будет крепко на ножках стоять. Ходи, Ваня!»

    Завершалось младенчество пострижИнами. Так назывался обряд первого подстригания ребенка, который происходил, когда малышу исполнялся год. Это время неслучайно, т. к. именно в год у ребенка появляются очень важные человеческие качества – речь и ходьба. А вот нестриженость – признак природы – животные, домовые, лешие. До года малыша не стригли, а снятие волос рассматривали как признак принадлежности к миру людей. Во время пострижин малыша сажали на овчину, которую выворачивали мехом вверх. Стригли малыша или крестные родители, или повивальная бабка, или отец, но не мать. Сначала выстригали крест, а потом стригли оставшиеся волосы. Затем на ребенка надевали новую рубаху, крестик и подпоясывали. Если до обряда малыш был предметом забот взрослых, то после него он был уже активным существом. После пострижин малыш считался человеком, который мог самостоятельно перемещаться, есть, понимал речь и говорил. Младенчество закончилось.

    Нужны ли нам знания этого опыта предков? Будут ли наши дети, внуки и правнуки пестовать своих малышей? Чем интересны для Вас пестушки? Приглашаю обсудить это в комментариях.

    Коллекцию пестушек Вы можете найти в видеоролике «Пестование младенцев» в моей статье «Месячный ребенок»

    Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

    «Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

    Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

    Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

    rodnaya-tropinka.ru

    Пестушки, песенки для детей дошкольного возраста

    С рождения детей знакомят с пестушками, песенками, прибаутками. Что же скрывается за загадочным понятием «пестовать» малыша?

    Эмоциональное общение — одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом — все это называется емким словом — фольклор. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки, потешки, прибаутки, присказки, составлявшие основу материнской педагогики, испытанной веками. Можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви.

    Народная педагогика выработала свои традиционные фольклорные жанры.

    Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова.

    Пестушки — от слова «пестовать» — в старину означало нянчить маленького ребенка, ухаживать за ним. Сейчас чаще используется в переносном смысле — заботливо, любовно выращивать, воспитывать.

    Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения за него, играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры — все это придет к нему в течение первого года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает:

    Потягунюшки,

    Порастунюшки,

    Поперек толстунюшки,

    А в ножки — ходунюшки,

    А в ручки — хватунюшки,

    А в роток — говорок,

    А в головку — разумок.

    Или:

    Потягушечки!

    Порастушечки!

    Поперек толстушечки,

    Руки — хватушечки.

    Ноги — бегушечки.

    Все слова сочетаются с действиями, что доставляет ребенку массу удовольствия. Если при этом мама еще эмоционально пропевает с малышом слова потешек, песенок, то всплеску эмоций нет конца.

    Мешу, мешу тесто,

    Есть в печи место,

    Пеку, пеку каравай!

    Головоньку — валяй, валяй!

    У ребенка устанавливается тесный контакт со взрослым, а главное — желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно.

    Последующие повторы помогут малышу запомнить движения и выполнить самостоятельно, так при помощи народного фольклора обучали малышей.

    Ребенок никогда не забудет, как папа качал его на ноге и напевал:

    Поехали, поехали

    С орехами, с орехами!

    Поскакали, поскакали

    С калачами, с калачами!

    Вприпрыжку, вприскок,

    По кочкам, по кочкам.

    В ямку — бух!

    Одни игры готовили ребенка к ходьбе. Дедушка брал табуретку, водил малыша и приговаривал:

    Токи-токи-тошки,

    Кую, кую ножки.

    Ножки у Антошки

    Едут по дорожке,

    Дорожка кривая,

    Ни конца, ни края.

    Или:

    Та-та-та, та-та-та,

    Вышла кошка за кота.

    Кот ходит по лавочке,

    Водит кошку за лапочки.

    Топы-топы по лавочке,

    Цапы-цапы за лапочки.

     

    Большие ноги

    Шли по дороге:

    Топ-топ-топ,

    Топ-топ-топ.

    Маленькие ножки

    Бежали по дорожке:

    Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

    Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

    Другие игры развивали речь малыша:

    — Ладушки-ладушки,

    Где были?

    — У Аннушки.

    — Что ели?

    — Оладушки.

    — Где оладушки?

    — Съели…

    Нет оладушек!

    Потешки учили действиям:

    — Ладушки, ладушки!

    Где были?

    — У бабушки.

    — Что вы ели?

    — Кашку.

    — Что пили?

    — Простоквашку.

    — Простоквашка вкусненька,

    Кашка сладенька,

    Бабушка добренька!

    Попили, поели, шу-у-у:

    Домой полетели,

    На головку сели,

    Ладушки запели.

     

    Киска, киска, киска, брысь!

    На дорожку не садись:

    Наша куколка пойдет,

    Через киску упадет!

     

    Уходи с дороги, кот!

    Кукла Танечка идет,

    Кукла Танечка идет,

    Ни за что не упадет!

    Для детей начала второго года жизни подбираются потешки, которые помогают при кормлении, подготовке ко сну, умывании. Очень важно, если взрослые владеют фольклорным словом и могут эмоционально передать слова потешек.

    Водичка-водичка,

    Умой наше личико,

    Чтобы глазки блестели,

    Чтобы щечки краснели,

    Чтоб смеялся роток,

    Чтоб кусался зубок.

     

    Вода текучая,

    Дитя растучее.

    С гуся вода,

    С дитя худоба!

    Вода книзу,

    А дитя кверху!

    Одевая ребенка на прогулку, можно отвлечь его словами:

    Наша Маша маленька,

    На ней шубка аленька,

    Опушка бобровая.

    Наша Маша черноброва.

    Причесывая девочку, приговаривали:

    Уж я косу заплету,

    Уж я русу заплету.

    Я плету, плету, плету,

    Приговариваю:

    Ты расти, расти, коса,

    Всему городу краса!

    Потешки можно использовать, делая растирание или массаж.

    Трушечки-потрушечки,

    Пекла бабка ватрушечки,

    Ватрушечки, колобушечки.

    Поглаживая ручки, можно приговаривать:

    Ладошка-локоток,

    Ладошка-локоток,

    Локоток-ладошка,

    Будь здорова, крошка! (Приговаривают девочке.)

    Расти крепеньким, сынок! (Приговаривают мальчику.)

    Есть такая бесконечная сказочка про сову, перед которой деткам говорят: «Слушай и не перебивай!»:

    Летела сова —

    Веселая голова.

    Вот она летела, летела,

    На березку села,

    Хвостиком повертела,

    По сторонам поглядела,

    Песенку спела

    И опять полетела.

    Вот она летела, летела,

    На березку села,

    Хвостиком повертела,

    По сторонам поглядела,

    Песенку спела

    И опять полетела.

    Сказывать дальше?

    Кушать из ложечки веселее, если во время еды взрослый припевает или приговаривает:

    Ай, люленьки, люленьки,

    Прилетели гуленьки.

    Стали гули говорить:

    «Чем же (имя) накормить?»

    Один сказал: «Кашкою!»

    Другой: «Простоквашкою!»

    Ну а третий: «Молочком

    И румяным пирожком!»

    От икоты рассказывают прибаутку:

    Икота, икота,

    Поди на Федота,

    С Федота — на Якова,

    С Якова — на всякого.

    (Иногда добавляют: «А со всякого уходи ты, икота, на зеленое болото».)

    Если малыш плачет, можно рассказать:

    Ты не плачь, не плачь, не плачь,

    Я куплю тебе калач.

    Если будешь плакать —

    Куплю худой лапоть!

    Фольклор и традиции русского народа, богат и бесценен, ведь за все свое существование, мамами, бабушками, нянями было придумано огромное количество потешек, песенок и пестушек. Благодаря этому, теперешним мама не стоит фантазировать и придумывать что-то новенькое, все уже давным-давно придумано. Прошло не одно столетие, как появились эти потешки, но они до сих пор не утратили своей актуальности. И сегодня дети ожидают от близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове.

    Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство, и в этом нам помогает народное слово — непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело включать их в повседневную речь.

    Проснувшись с утра, малыш начинает требовать обращения к себе внимания. При этом ребенок начинает плакать, можно убаюкать и успокоить его с помощью какой-нибудь утренние пестушки, потешки. Для этого можно взять малыша на руки и, качая его, в такт петь ему потешки, ни один малыш, не устоит и уже скоро успокоится. Вот такие интересные и забавные потешки для маленьких детей, стоит использовать каждый день, при общение с малышом.

    Наряду с потешками, не менее популярными и распространенными считаются пестушки. Пестушки – это те же самые потешки, единственное чем они отличаются, это то, что при напевание веселых убаюкивающих песенок, следует массажировать тело ребенка с помощью определенных движений. Такие вот интересные знания, как потешки-пестушки, оставили нам наши предки. Не стоит пренебрегать ими, а уж точно и не пользоваться.

    Педагоги детских садов используют в практике этот богатейший материал «народной азбуки», составляют памятки для родителей, например, такие как «Вместе с малышом пропой, проговори и выполни».

    azbyka.ru

    Пестушки (+ ссылка на скачивание текста и аудио сборника) — запись пользователя Юлия Ulkamamulka (id1509743) в сообществе Раннее развитие в категории Потешки, стишки, прибаутки

    Пестушка - это короткий стихотворный напев матерей, каким они сопровождают действия ребенка в самом начале своей жизни. Слово "пестушка" произошло от слова "пестовать", то есть нянчить, растить. Самый лучший период для пестования малыша от 0 до 6 месяцев.

    Обязательным условием пестушек считается эмоциональное взаимодействие с ребенком, ласковые прикосновения, массаж, проводимые в игровой форме. В древности именно такие действия назывались пестованием, которые давали чувство защищенности ребенку, уверенность в том, что он любим, так формировали его правильное самосознание и самооценку. Именно пестушки предшествуют потешкам и прибауткам, которых уже сменяют считалки и заклички. Можно сказать, что первое познание мира малыша идет через пестушки, когда мир для него состоит целиком из мамы, которая знакомит его терпеливо и любя с окружающим миром. А наши бабушки - прабабушки верили, что пестушки еще закладывают счастливое будущее малышу.

    Сейчас многие мамы вместо того, чтобы общаться со своим ребенком, покупают ему дорогие развивающие игрушки, ставят слушать музыку, аудио сказки, мультики и т.д. Я не против этого, но считаю, что все-таки мама должна сама как можно больше общаться со своим малышом, а музыка и прочее должны стать лишь дополнением к развитию.

    Из моего опыта могу сказать следующее: я обоим своим деткам пестушки пела и пою, в быстром и медленном темпе, громко и тихо, и Викуле, и Тёмочке они нравится. Вика сейчас уже сама знает большое количество пестушек и с удовольствием поет. А Тёмочка едва их услышит, начинает активно мне «подпевать». Оба эти момента для меня бесценны, я понимаю, что так мы дарим друг другу тепло и любовь.

    Для тех, кому также нравится малый фольклор привожу примеры пестушек для различных режимных моментов:

    При пробуждении малыша:

    «Потягунюшки»
    Легко поглаживаем малыша - проводим руками от головы до кончиков ног.
    Потягунюшки,
    Порастунюшки,
    Поперёк толстунюшки,
    А в ножки - ходунюшки,
    А в ручки - хватунюшки,
    А в роток - говорок,
    А в головку - разумок!

    «Деточка»
    Улыбаемся, обнимаем малыша. Затем легко поглаживаем малыша - проводим руками от головы до кончиков ног.
    Ах ты, деточка,
    Золотая веточка,
    Сладкая конфеточка!
    Тяги, тяги, потягушеньки,
    На детку порастушеньки!
    Расти, деточка, здоровая,
    Как яблонька садовая!

    «Петушок»
    Обнимаем ребенка, пальчиком «журим петушка».
    - Ку-ка-ре-ку!..
    Петушок, петушок,
    Золотой гребешок,
    Маслена головушка,
    Шёлкова бородушка…
    Что ты рано встаёшь,
    Голосисто поёшь,
    Детям спать не даёшь?

    «День и ночь»
    Ночь прошла,
    Темноту увела,
    Замолчал сверчок,
    Запел петушок.
    Встала маменька,
    Открыла ставенку.
    Здравствуй, солнышко,
    Колоколнышко!

    при умывании:

    «Водичка, водичка!»
    Легко проводим ладошками ребенка по его личику.
    Водичка, водичка,
    Умой моё личико,
    Чтобы щёчки краснели,
    Чтобы глазки блестели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок!

    «Не боимся мы воды!»
    Шлепаем ладошкой малыша по поверхности воды.
    Ай, лады, лады, лады!
    Не боимся мы воды!
    Чисто умываемся,
    Детке улыбаемся!

    «Будем деточку купать!»
    Во время купания поливаем ребенка водичкой, зачерпывая воду ладонью или маленьким ковшиком.
    Мы не ляжем рано спать,
    Дочку (детку) надобно купать.
    Тёплую водичку
    Льём на нашу птичку.
    Ой, с гуся вода,
    С Алёнушки (имя ребенка) худоба!
    Дайте-ка пелёнку
    Завернуть Алёнку (девчонку/мальчонку).

    «Куп-куп!»
    Поддерживая сидящего в ванночке с водой малыша, предлагаем ему пошлепать по воде ручками и подрыгать ножками.
    Кто тут будет куп-куп,
    По водичке - хлюп-хлюп?
    В ванну быстро - прыг, прыг,
    В ванне ножкой - дрыг, дрыг!
    Будет мыло пениться,
    И грязь куда-то денется.

    при кормлении:

    «Детку к бабушке пошлём!»
    Во время кормления ребенка приговариваем.
    Детке шапочку сошьём,
    Детку к бабушке пошлём.
    Будет бабушка встречать,
    Детку кашкой угощать,
    Даст ей тёпленький блинок
    И румяный пирожок,
    Два яичка всмяточку
    И баранью лапочку!

    «Травка-муравка»
    Во время кормления ребенка приговариваем.
    Травка-муравка
    Со сна поднялась,
    Птица-синица
    За зерно взялась,
    Зайки - за капустку,
    Мышки - за корку,
    Детки - за молоко!

    «Пошёл котик на торжок!»
    Во время кормления ребенка приговариваем.
    Пошёл котик на торжок,
    Купил котик пирожок.
    Пошёл котик на улочку,
    Купил котик булочку.
    Самому ли съесть
    Или деточке снесть?

    «Ладушки-ладушки»
    Вместе с ребенком хлопаем в ладоши, на последних строчках машем кистями рук, как крыльями, затем мягко опускаем ладони на голову малыша.
    Ладушки-ладушки!
    -Где были?
    -У бабушки!
    -Что ели?
    -Кашку!
    -Что пили?
    -Бражку!
    Кашку поели,
    Бражку попили!
    Ш-у-у-у, полетели,
    На головку сели!

    при переодевании:

    «Малыш-голыш»
    Кладем малыша на пеленку и заворачиваем ее края, предлагая ему развернуться.
    На перинку,
    На простынку,
    Не на край -
    На серединку,
    Положили голыша,
    Завернули крепыша!

    «Наша дочка»
    Во время переодевания, а также гигиенических процедур (подстригания ногтей) дотрагиваемся до щечек ребенка, показываем на реснички, щекочем ножки и ладошки.
    Как у нашей дочки
    Розовые щёчки.
    Как у нашей птички
    Тёмные реснички.
    Как у нашей крошки
    Тёпленькие ножки.
    Как у нашей лапки
    Ноготки-царапки.

    «Купим детке валенки»
    Обуваем ребенка и приговариваем.
    Купим детке валенки,
    Не больши,
    Не маленьки,
    А как раз по ножке,
    Бегать по дорожке,
    По дорожке по прямой,
    Да по лесенке домой!

    «Идёт Бай!»
    Двумя пальцами «шагайте» по спинке, по животику, по ножкам и ручкам ребенка.
    Идёт Бай по стене,
    Несёт короб на спине.
    В коробе сапожки -
    Ване (деточке) на ножки,
    Топать по дорожке.

    при засыпании:

    «Баю-баюшки-баю!»
    Укладываем малыша в кроватку, легко поглаживаем и напеваем.
    Баю-баюшки-баю,
    Не ложися на краю:
    Придёт серенький волчок
    И ухватит за бочок,
    И потащит во лесок.
    Под ракитовый кусток.
    Ты, волчок, к нам не ходи,
    Нашу детку не буди!

    «Котя-коток»
    Укладываем малыша в кроватку и приговариваем.
    Котя, Котенька-коток!
    Котя, серенький лобок!
    Иди, котик, ночевать,
    Мою деточку качать…
    Уж как я тебе, коту,
    За работу заплачу -
    Дам кусок пирога
    И кувшин молока,
    Ленту красную куплю
    И на шейку повяжу!

    «Сон и Дрёма»
    Укладываем малыша в кроватку и приговариваем.
    Ходит Сон
    Близ окон.
    Ходит Дрёма
    Возле дома.
    И глядят:
    Все ли спят?

    «Ночь и день»
    Ночь пришла,
    Темноту привела,
    Задремал петушок,
    Запел сверчок.
    Вышла маменька,
    Закрыла ставенку.
    Баю-бай,
    Засыпай.

    малыш учится ходить, ползать и т.п.:

    «Вышла кошка за кота!»
    Под ритм стихотворения берем малыша за ручку (или за обе ручки) и побуждаем ходить.
    Та-та-та, та-та-та,
    Вышла кошка за кота.
    Кот ходит по лавочке,
    Водит кошку за лапочки:
    Топы-топы по лавочке,
    Цапы-цапы за лапочки!

    «Большие ноги»
    Во время чтения потешки взрослый и малыш ходят по очереди - взрослый большими шагами, а малыш маленькими шажками. Или взрослый вместе с ребенком под ритм стихотворения сначала ходят широкими шагами, затем бегут короткими шажками.
    Большие ноги
    Шли по дороге:
    ТОП-ТОП-ТОП,
    ТОП-ТОП-ТОП.
    Маленькие ножки
    Бежали по дорожке:
    Топ-топ-топ,
    Топ-топ-топ!

    "Баба сеяла горох!»
    Во время чтения пестушки становимся лицом к малышу и берем его за обе руки. Задавая ритм, учим ребенка прыгать, помогая ему - тянем за ручки, то приподнимая над полом, то опуская.
    Баба сеяла горох -
    Прыг-скок, прыг-скок!
    Обвалился потолок -
    Прыг-скок, прыг-скок!
    Баба шла, шла, шла,
    Пирожок нашла,
    Села, поела,
    Опять пошла.

    «По ровненькой дорожке»
    Задавая ритм, помогаем ребенку потопать ножками, затем попрыгать - показываем малышу движения, побуждаем повторять за нами.
    По ровненькой дорожке
    Шагают наши ножки:
    Топ-топ-топ!
    По камушкам, по камушкам:
    Прыг-скок, прыг-скок!


    малыш плачет:
    «Не плачь!»
    Успокаивая плачущего малыша, прижмите его к себе, обнимите и погладьте по головке.
    Не плачь, не плачь -
    Куплю калач!
    Не вой, не вой -
    Куплю другой!
    Не реви, не реви -
    Куплю сухари!

    «Не плачь, детка!»
    Улыбаемся малышу, предлагаем что-нибудь вкусненькое.
    Не плачь, не плачь, детка -
    Вот тебе конфетка,
    Вкусные орешки,
    И стишки-потешки!

    «Не болит!»
    Обнимаем и ласково поглаживаем ребенка.
    У лисы болит,
    У медведя болит,
    У волка болит,
    А у детки (имя ребенка) не болит:
    Всё у детки (имя ребенка) пройдет
    И жирком зарастёт!

    «Боли, уходите!»
    Легко поглаживаем ушибленное место.
    Боли, уходите,
    Детку отпустите -
    На чистое поле,
    На синее море,
    На тёмный лес,
    На калину, на малину,
    И на горькую осину.

    во время игр "на коленях":
    «Тушки-тутушки»
    Кладем на пол большую подушку, усаживаем малыша, держа под мышки, и легко подбрасываем во время чтения потешки.
    Тушки-тутушки!
    Сели на подушки.
    Пришли подружки,
    Столкнули с подушки!
    Ух!

    «Поехали, поехали!»
    Усаживаем малыша на колени, ритмично и легко подбрасываем, а затем делаем вид, что бросаем.
    Поехали, поехали
    С орехами, с орехами!
    Поскакали, поскакали
    С калачами, с калачами!
    Вприпрыжку, вприскочку
    По кочкам, по кочкам -
    Бултых в ямку!

    «Тут яма, тут бугор»
    Приговаривая пестушку, легонько дотрагивайтесь до волос («лес), лба («поляна»), носа («бугор»), ротика малыша («яма») и т.д. по тексту потешки. В другой раз можно во время чтения потешки взять ручку малыша в свою руку и дотрагиваться до своих волос, лба, носа и т.д.
    Тут лес,
    Тут поляна,
    Тут бугор,
    Тут яма,
    Тут грудь,
    Тут живот,
    Тут сердечко живёт.

    «Качели»
    Посадите малыша на колени к вам лицом и возьмитесь с ним за руки. Затем начинайте раскачиваться вперед и назад (или вправо и влево) в ритме стишка.
    Ой-да, ой-да!
    На качели сели.
    Ой-да, ой-да!
    Песенку запели:
    - Вверх, вниз!
    Вверх, вниз!
    Детка, к солнцу
    Поднимись!

    когда малыш гулит:
    Поет, поет Соловушек!
    Поет, поет Молоденький!
    Молоденький, Хорошенький,
    Хорошенький, Пригоженький!

    Мне очень нравится статья Аси Валасиной на ее сайте "родная тропинка" о пестушках (пестушки: русские традиции и обряды), всем очень рекомендую с ней ознакомиться.

    Скачать текст пестушек, а также аудио сборник с пестушками можно у меня на облаке. Заходите к нам в Инстаграм - у нас всегда очень интересно!

    www.babyblog.ru

    Пестушки, народный фольклор

     Малыш с первых дней своей жизни впитывает все увиденное и услышенное. Часто молодые мамы не знают, как разговаривать с младенцем, который не может поддержать беседу. Наши предки общались с грудничками при помощи коротеньких стишков, которые получили название — пестушки. В самом названии заложен глубинный смысл: пестовать, нянчить, получать возможность наладить связь мать — ребенок. Общаясь с ребенком во время грудного вскармливания, смены подгузников, пробуждения малыша, купания мама передает ребенку свою любовь, нежность и заботу.
    При пробуждении малыша:

    Тяги-тяги-потягушеньки,
    На дочку порастушеньки.
    Ты расти здоровая во все времечко,
    Как пшеничное тестечко.

    Тяги-тяги-потягушеньки,
    На (имя ребенка) порастушеньки!
    Расти, доченька, здоровая,
    Как яблонька садовая!
    На кота потягушеньки,
    На дитя порастушки,
    А в ручки хватушки,
    А в рот говорунок,
    А в голову разумок!

    Потягушеньки, потягушеньки,
    Поперек толстунушки!
    A в ножких ходунушки,
    А в ручки хватунушки,
    А в роток говорок,
    А в головку разумок.

    Потягунюшки, порастунюшки.
    Роток говорунюшки,
    Руки хватунюшки,
    Ноги ходунюшки.

    Если ребенок заплакал:

    Не плачь, не плачь, детка,
    Прискачет к тебе белка,
    Принесет орешки
    Для (имя малыша) потешки.
    Если будешь плакать,
    Дадим худой лапоть.

    Чтобы приласкать малыша:

    Ах ты, моя девочка,
    Золотая белочка,
    Сладкая конфеточка,
    Сиреневая веточка.

    Ой ты, мой сыночек,
    Пшеничный колосочек,
    Лазоревый цветочек,
    Сиреневый кусточек.

    При гулении ребенка:

    Ах, поет, поет
    Соловушка!
    Ах, поет, поет
    Молоденький,
    Хорошенький,
    Пригоженький!

    Чтобы успокоить боль:
    У лисы боли,
    У медведя боли,
    А Петенькины боли
    Уйдите за горы.

    От моей Оли
    Уйдите, боли,
    А Олины боли
    Уйдите за горы.

    От моей (имя ребенка)
    Уйдите, боли,
    На чистое поле
    На синее море,
    На темный лес;
    На калину, на малину,
    На горькую мать-осину —
    Там им умереть,
    Последний день болеть.

    Когда малыш начинает вставать, а потом делает первые шаги:

    Дыбки, дыбки, дыбки,
    Стой дыбки, стой дыбки!

    Ах, дыбок, дыбок, дыбок,
    Скоро (имя ребенка) годок!

    Ах, дыбок, дыбок, дыбок,
    Нашей (имя ребенка) платок —
    Во всю голову цветок!

    — Ножки, ножки,
    Куда вы бежите?
    — В лесок по мошок —
    Избушку мшить,
    Чтобы не холодно жить.

    Дыбок-дыбочек,
    Cкоро (имя ребенка) годок,
    Вырастай с дубок —
    Достанешь потолок,
    Расти и повыше —
    Достанешь до крыши.
    Вот такой расти,
    Чтобы видеть все могли!

    А дыбы, дыбы, дыбы,
    Шел дед по грибы,
    Шел по орешки —
    Ванюше для потешки.

    А лады, лады, лады,
    Не посажены сады.
    А мой Васенька пойдет,
    Он посадит и польет.
    Топ, топ, топ …

    Гоп, гоп, гули, гоп,
    Сели Машеньке на лоб.
    Крылышками хлоп, хлоп!
    Маша ножкой топ, топ!

    Когда у ребенка царапина или ушиб:

    У кошки боли,
    У собаки боли,
    У лошадки боли,
    А у (имя ребенка) не боли.

    У лисы боли,
    У волка боли,
    У (имя ребенка) боль
    На березку в лес улети.

    У пчелки хвори
    У ласточки хвори,
    А (имя ребенка) хвори
    Уйдите за море!

    Ай, не плачь, не плачь,
    Я куплю тебе калач.
    Если будешь плакать —
    Куплю худой лапоть!

    Сынок, не плачь —
    Испеку калач!
    Сынок, не вой —
    Испеку другой!
    Сынок не реви —
    Испеку все три!

    Цыть, цыть, не плачь,
    Несет котик калач.
    Недалечко на мостике —
    Несет калач на хвостике.

    При купании ребенка:

    С гуся — вода,
    C лебедя — вода,
    А с (имя ребенка) — худоба.

    C гуся вода,
    С лебедя вода,
    C моего дитя
    Вся худоба —
    На пустой лес,
    На большую воду,
    Под гнилую колоду!

    С гоголя вода,
    C дитя худоба.
    С гоголихи вода,
    Детке сон да дягота,
    Доброго здоовья!

    Вода текучая,
    Дитя растучее,
    С гуся вода —
    С тебя худоба.
    Вода книзу —
    А дитя кверху.

    Перекладывая голову ребенка из руки в руку:

    Мешу, мешу тесто,
    Есть в печи место.
    Пеку, пеку каравай —
    Переливай, валяй!

    Разводя ручки ребенка в стороны:

    Тяни холсты —
    На покроечку.
    На рубашечку.
    Тяни-потягивай,
    Поперек подкладывай.

    Тяни холсты,
    Потягивай!
    В коробочку
    Накладывай!
    Это маме холст,
    Это тяте холст,
    А (имя ребенка) холст
    С мышиный хвост!

    Таюшки-татюшки,
    На горе пичужки,
    Там Ванюшка был,
    Пичужку поймал.

    Держа ребенка на коленях:

    Тяну-тяну, рыбу ловлю,
    В передничек кладу.
    А один ершок
    Кладу в горшок —
    Юшку варить,
    (Имя ребенка) кормить!

    Тяну-тяну,
    Рыбу ловлю.
    В кошель кладу,
    Домой несу:
    Щурки и кучки,
    Плотички и полички.
    Один  ершок
    Да и тот в горшок.
    Щей наварю,
    (имя ребенка) накормлю.

    Тюшки-тютюшки,
    Веселы все душки.
    Подыму Фролку
    На крутую горку.
    Бух! Покатился,
    С горки свалился!

    Ехал Тит на дрожках
    По ровненькой дорожке,
    По кочкам, по кочкам —
    Да бух!

    Ехали мы, ехали
    В город за орехами,
    По кочкам, по кочкам
    Да в ямку — бух!
    Раздавили сорок мух!

    По кочкам, по кочкам,
    По маленьким пенечкам,
    В ямку — бух!
    Провалился петух!

    Я рыжая лисица,
    Я бегать мастерица.
    Я по лесу бежала,
    Я зайку догоняла
    И в ямку — бух!

    Делая ребенку массаж:

    Шел Бабай по стене,
    Нес мешок на спине.
    Что в мешке, то мне!
    Что в корыте, то Никите!

    Как у нас ли журавель!
    Как у нас ли молодой,
    На политочке сидел,
    Лапоточки плел:
    И себе, и жене,
    Ребятишкам по лаптишкам,
    А девчонкам
    По чулчонкам.

    Шел Бабай по стене,
    Нес лапти в кошеле:
    Всем детишкам по лаптишкам,
    И себе, и жене.
    Ку-ка-ре-ку, петушок!
    На полатях мужичок.
    Он лапти плетет:
    И себе плетет,
    И жене плетет,
    Ребятишечкам —
    По лаптишечкам!

    Сажая обедать:

    — Чей нос?
    — Данилов нос
    — Куда едешь?
    — В Киев.
    — Что везешь?
    — Рожь.
    — Что возьмешь?
    — Грош.
    — Что купишь?
    — Калач да блин.
    — C кем съешь?
    — Один.
    — Не ешь, не ешь один!

    Играя в ладушки:

    Ладушки-лады,
    Не поливаны сады,
    Недосуг поливать:
    Надо в ладушки играть.

    Ай, тюк, тюк, тюк,
    Наловил дед щук.
    Баба рыбку пекла,
    Сковородка потекла.

    Чики-чики-чикалочки,
    Сидит зайчик на палочке,
    Белка на тележке
    Щелкает орешки,
    Иди, зайчик, не проси,
    Сам орешки натруси.

    Ладушки, ладушки,
    Испекли оладушки.
    На окно поставили,
    Остывать оставили.
    Остынут — поедим
    И воробышкам дадим.
    Воробышки сели,
    Все оладьи съели.
    Кыш, кыш — полетели!
    На головку сели!

    — Ладушки, ладушки!
    Где были?
    — У бабушки.
    — Что ели?
    — Кашку.
    — Что пили?
    — Бражку.
    Кашка сладенька,
    Бражка пьяненька,
    Бабушка добренька.
    Попили, поели,
    Шу-у-у — полетели,
    На головку сели,
    Лалушки запели.

    «Коза рогатая»

    Идет коза рогатая,
    Идет коза бодатая:
    Ножками — топ, топ!
    Глазками — хлоп, хлоп!
    Кто кашки не ест,
    Кто молока не пьет,
    Того забодает, забодает.

    «Сорока»

    Cорока, сорока,
    Сорока-белобока
    Кашку варила,
    На порог скакала,
    Гостей созывала.
    Гости не бывали,
    Кашки не едали —
    Все своим деткам отдала.

    Этому — на блюдечке,
    Этому — на тарелочке,
    Этому — на ложечке,
    Этому — поскребышки.

    А этому — нет ничего:
    А ты, мал-маленок,
    За водицей не ходил,
    Дров не носил,
    Кашки не варил.

    Перебирая польчики малыша:

    Большаку дрова рубить (большой),
    А тебе воды носить (указательный),
    А тебе печь топить (безымянный),
    А малышке песни петь (мизинец).
    Песни петь да плясать,
    Родных братьев потешать,
    Песни петь да плясать,
    Родных братьев потешать.

    Загибая пальцы:

    — Пальчик-мальчик,
    Где ты был?
    — С этим братцем
    Щи варил,
    С этим братцем
    Песни пел.

    Раз, два, три, четыре, пять!
    Вышли пальчики гулять!
    Этот пальчик гриб нашел (загибаем мизинец)
    Этот пальчик чистит стол (загибаем безымянный палец)
    Этот резал (загибаем средний палец)
    Этот ел (загибаем указательный палец)
    Ну а этот лишь глядел (загибаем большой палец)!

    Ивану-большаку — дрова рубить,
    Ваське-указке — воду носить.
    Мишке-середке — печку топить.
    Тришке-сиротке — кашу варить.
    А крошке Тимошке — песенки петь,
    Песни петь и плясать,
    Родных братьев потешать.

    Идут четыре брата
    Навстречу старшему.
    — Здравствуй, большак! — говорят.
    — Здорово, Васька-указка,
    Мишка-середка,
    Гришка-сиротка
    Да крошка Тимошка.

    Когда ребенок учится ходить:

    Три-та-та, три-та-та!
    Вышла кошка за кота.
    Ходит кот по лавочке,
    А кошечка по подлавочке,
    Ловит кота за лапочки:
    — Ох ты, котик-коток,
    Крутолобенький!
    Поиграй ты, кот, со мной,
    С Машкой, кошкой молодой!

    Большие ноги
    Шли по дороге:
    Топ, топ, топ,
    Топ, топ, топ
    Маленькие ножки
    Бежали по дорожке:
    Топ, топ, топ, топ, топ,
    Топ, топ, топ, топ, топ!

    Три-та-та, три-та-та,
    Вышла кошка за кота:
    Кот ходит по лавочке,
    Водит кошку за лапочки,
    Топы, топы, по лавочке,
    Цапы, цапы, за лапочки!

    Катя, Катя маленька
    Катя удаленька,
    Пройди по дорожке,
    Топни, Катя, ноженькой!


    Подбрасывая ребенка вверх к потолку:
    Тешки-тетешки,
    Овсяные лепешки,
    Пшеничный пирожок
    На опарушке мешон,
    Высоконько взошел.
    Гоп! гоп! гоп!

    Тпрушки, тпрушки,
    Пекла баба преснушки.
    Всем по преснушке,
    А две для Ванюшки!

    Тушки-тутушки,
    На столе преснушки,
    А в печи ватрушки.
    Преснушки, ватрушки —
    Нашему Андрюшке!




    sadikshkola.ru

    Пестушки и потешки для малышей

    Эмоциональное общение — одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом – все это называлось и называется емким словом – фольклор. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки[1], потешки, прибаутки, присказки и пр. Они составляли основу материнской педагогики, испытанной веками. И можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви.

    Пра-бабушкино слово

    Народная педагогика выработала свои традиционные фольклорные жанры для самых маленьких. Все они незатейливы по содержанию и просты по форме, однако таят в себе немалые эстетические и дидактические (от греч. didaktikуs — поучающий) достоинства. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова. Следует отметить, что все жанры соответствуют психофизическим возможностям маленького ребенка, поэтому их можно использовать и сейчас, ориентируясь на микропериоды раннего детства — от рождения до 3 мес.; от 3 до 6 мес.; 6-9 мес.; 9-12 мес. Новорожденный ребенок растет «не по дням, а по часам». Малыш интенсивно меняется каждые три месяца, поэтому ставятся новые, более сложные задачи в овладении движениями тела и руки, речевыми навыками, эмоциональными проявлениями, познавательными реакциями на окружающий мир и, конечно, коммуникативными возможностями в общений со взрослыми. Интересно, что для каждого названного микропериода можно подобрать народные произведения, соответствующие именно его генетически обусловленным задачам. Это касается также 2-го и 3-го годов жизни. Пестушки, потешки, прибаутки, скороговорки, небылицы и перевертыши, отличаясь друг от друга по своей педагогической направленности, привносятся в жизнь ребенка по-разному, в зависимости от возраста.

    Пестушки

    Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры — все это придет к нему в течение 1-го года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает: «Потягунюшки,
    Порастунюшки,
    Поперек толстунюшки,
    А в ножки — ходунюшки
    А в ручки — хватунюшки,
    А в роток — говорок,
    А в головку — разумок». Или: «Потягушечки!
    Порастушечки!
    Поперек толстушечки,
    Руки — хватушечки.
    Ноги — бегушечки». Массаж, повороты головки, закидывание ручек на голову, помахивания кистями рук с маминой помощью и др. – все это не только физически оздоровляет малютку, но и доставляет ему массу удовольствия. Если при этом мама весело произносит: «Мешу, мешу тесто,
    Есть в печи место,
    Пеку, пеку каравай!
    Головоньку — валяй, валяй!» — происходящее вызывает у ребенка эмоциональный «всплеск», потребность контактировать со взрослым, а главное, желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно. С каждой повторной игрой мама чувствует нарастающую активность в выполнении движений со стороны малыша. Прислушиваясь к ласковому речитативу мамы, кроха предвосхищает игровые движения, смеется и уже подставляет головку, протягивает ручки, вытягивает ножки и т.п., ожидая знакомого поворота в игре. Так с помощью пестушек начинается игровое «обучение» малыша. Так же занимательны для детей качание на ноге, «подскоки» и колыхание на маминых или отцовских коленях, бабушки, изображающие конскую скачку, катание с горы, пляску и т.п. Конечно, такие игры полезны для малышей более старшего возраста, когда кроха умеет уже хорошо сидеть и подниматься самостоятельно на ножки: Поехали, поехали
    С орехами, с орехами!
    Поскакали, поскакали
    С калачами, с калачами!
    Вприпрыжку, вприскочку
    По кочкам, по кочкам —
    В ямку — бух! Взрослый подбрасывает ребенка на коленях, а затем делает вид, что опускает вниз (зажимает коленями и вновь сажает на «коня» («саночки», «тележку» и т.п.). Хороша дорога,
    Хороша дорога,
    Вот стала что-то хуже,
    Вот стала что-то хуже,
    Шаляет, валяет,
    Шаляет, валяет,
    На мостике, под мостиком,
    На мостике, под мостиком,
    Бух в ямку! Полезны ребенку упражнения, подготавливающие к овладению ходьбой. Токи-токи-тошки,
    Кую, кую ножки.
    Ножки у Антошки
    Едут по дорожке,
    Дорожка кривая,
    Ни конца, ни края. Проговаривая рифмованные строчки, мама попеременно пошлепывает лежащего на спинке малыша по стопам, которые рефлекторно реагируют на легкие прикосновения. Так взрослый формирует ощущение ритма ходьбы при переступании то одной, то другой ножкой. Когда дитя начинает овладевать ходьбой, на помощь приходят другие пестушки, например: Та-та-та, та-та-та,
    Вышла кошка за кота;
    Кот ходит по лавочке,
    Водит кошку за лапочки,
    Топы-топы по лавочке,
    Цапы-цапы за лапочки. Произнося эти стихи, мама держит малыша за ручки и, отступая назад, аккуратно ведет его за собой. Ритм стиха задает и ритм ходьбы: «топы-топы», «цапы-цапы» совпадают с шагами, переступающего ребенка. Малыша можно водить и по-другому: взрослый придерживает его сзади за подмышки и, широко расставив ноги, побуждает переступать ножками. Большие ноги
    Шли по дороге:
    Топ-топ-топ,
    Топ-топ-топ.
    Маленькие ножки
    Бежали по дорожке:
    Топ-топ-топ, топ — топ-топ!
    Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
    Занимательны для ребенка и пестушки, благодаря которым он учится делать ритмические похлопывания ладошками. Взрослый обхватывает ручки малыша и, сближая их, приговаривает: «Ладушки-ладушки,
    Где были? — У Аннушки.
    Что ели? — Оладушки.
    Где оладушки? — Съели …
    Нет оладушек!» (Руки ребенка разводятся в стороны). Игра продолжается. Взрослый предлагает пойти к Паничке: Ладушки-ладушки,
    Где были? —У Панечки.
    Что ели? -Прянички!
    Где прянички?
    Съели…
    Нет пряничков! (Руки ребенка разводятся в стороны). Затем взрослый предлагает «пойти» к Микешке есть орешки, потом к Трошке есть картошку, а потом к Сенечке — за семечками (по аналогии). Важно то, что играя ребенок научается при слове «ладушки» складывать ладошки и выполнять игровые движения руками в ритме песенки.

    Потешки

    Постепенно пестушки сменяются потешками — так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками («фонарики»), похлопывания ручками («ладушки»), прикладывание пальчиков к головке («ушки») и т.п. Так, например, потешка «Ладушки, ладушки» преподносится ребенку с целью научить малыша самостоятельно выполнять последовательную цепь, игровых действий, когда малыш делает ручками «фонарики», затем хлопает ладошками. Ладушки, ладушки!
    Где были?
    У бабушки.
    Что вы ели?
    Кашку.
    Пили?
    Простоквашку.
    Простоквашка вкусненька,
    Кашка сладенька,
    Бабушка добренька!
    Попили, поели, шу-у-у…
    Домой полетели,
    На головку сели,
    Ладушки запели. (Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке). В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем. Ему будет оченьинтересно, если мама разыграет эту потешку перед ним с куклой: Киска, киска, киска, брысь!
    На дорожку не садись:
    Наша куколка пойдет,
    Через киску упадет! (Игрушечная кошка ставится на пути шагающей куклы, а затем убирается). Или: Уходи с дороги кот!
    Кукла Танечка идет,
    Кукла Танечка идет,
    Ни за что не упадет! Для малышей начала 2-го года жизни подбираются потешки, которые, не только понятны малютке по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня: кормление, сон, умывание, игра и т.п. Хорошо, если взрослые владеют фольклорным словом и могут «расцветить», эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации. Играя с ребенком, помогая подняться на ножки, можно приговаривать: «Дыбок, дыбок,
    Скоро Сашеньке годок!
    Дыбок-дыбок! Целый годок!» Умывая, можно сказать: Водичка-водичка,
    Умой наше личико,
    Чтобы глазоньки блестели,
    Чтобы щечки краснели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок. Купая малютку, мама ласково произносит: «Вода текучая,
    Дитя растучее.
    С гуся вода,
    С дитя худоба!
    Вода книзу,
    А дитя кверху!» Одевая ребенка на прогулку, мама может его развлечь следующими строчками: Наша Маша (Даша, Саша, Катя) маленька,
    На ней шубка аленька,
    Опушка бобровая,
    Маша чернобровая. Желание матушек, нянюшек вырастить дитя крепким, здоровым и упитанным породило много присказок, с помощью которых они старались накормить ребенка, напоить молочком, угостить пирожком, побаловать оладушками, кисельком и пр. Пришел кисель,
    На лавочке присел,
    На лавочке присел,
    Поесть Оленьке велел. Возможен и совсем короткий вариант: Будем кашку варить,
    Будем Сашеньку кормить. Любовь к ребенку, ласка и материнская нежность выражаются в таких строчках: Наша деточка в саду,
    Словно яблочко в меду! Важно, чтобы мама при этом улыбалась и ее речь была очень эмоциальна: На дубочке, на дубочке
    Тут сидят два голубочка.
    У них шейки голубые,
    У них перья золотые,
    Красные кафтанчики,
    Синие карманчики
    На дубу они сидят,
    Меж собою говорят:
    Все про Галеньку
    Все про маленьку… С тех пор, как появились эти потешки, прошло немало лет, а до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. Народное слово — непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело «вплетать» их в повседневную речь. Следует принять во внимание, что для маленького ребенка значимыми являются не просто разговоры, рассказы о чем-то или о ком-то. Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого непосредственное обращение к себе, чтобы чувствовать отношение мамы, папы или бабушки и др. в конкретной ситуации, понимать их настроение в данный момент. В светлом теремочке
    Выросла Лизуша!
    Люди ее любят,
    Все ее голубят.
    Вариант для мальчика:
    Кто у нас хороший?
    Кто у нас пригожий?
    Коленька хороший,
    Коленька пригожий. При этом можно гладить ребенка по головке, держать за ручки и водить хоровод.

    Прибаутки

    Как отмечают исследователи поэтического фольклора для маленьких, в пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Еще больше этих особенностей видится в прибаутках. Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для малышей 2-го — 3-го годов жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире. Познания малыша об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики. Например: Собака на кухне
    Пироги печет.
    Кот в углу
    Сухаpи толчет.
    Кошка в окошке
    Платье шьет.
    Курочка в сапожках
    Избушку метет. Подобные произведения следует читать эмоционально, даже артистично, меняя силу и высоту голоса, интонационно выделяя смысловое содержание. Малыш должен понять, что именно вы хотите ему сказать, на что обращаете его внимание. Конечно, необходимы красочные иллюстрации, картинки, поддерживающие интерес к стихотворному тексту на зрительном уровне. Прибаутки можно назвать звучащими динамическими картинами из жизни животных, птиц, и даже насекомых, но при этом они отражают человеческие отношения. Вот почему этот жанр дает прекрасный материал и для ознакомления с окружающим, и для социального развития маленького ребенка: в иносказательной, игровой, занимательной форме малыш получает представления о мире. Сидит белка на тележке,
    Продает она орешки:
    Лисичке-сестричке,
    Воробью, синичке,
    Мишке толстопятому,
    Заиньке усатому,
    Кому в платок,
    Кому в зобок,
    Кому в лапочку. Выразительно прочитав эту прибаутку, можно предложить ребенку рассмотреть иллюстрацию, назвать всех перечисленных зверушек, спросить об их характерных внешних особенностях и т.д. Слово «продает», соответствующее изначальному тексту прибаутки, в занятиях с малышом можно заменить на «раздает». Эту ситуацию следует изобразить в игре с игрушками: белка угощает своих друзей, а они, получив орешек, благодарят ее. Завершить такое занятие можно словами: «А нашей Галеньке — в ручку.
    Угощайся, Галенька, на здоровье!» Прибаутки подобны расписным матрешкам или деревянным механическим игрушкам, где все ярко и образно. Все персонажи наделены запоминающимися признаками: у Галки — «синь сарафан», у петушка — «золотой гребешок и шелковая бородушка», курочка — «рябушечка», гуси у бабуси — «один серый, другой белый». Звучные эпитеты и динамичные образы — все наполнено светом и радужным многоцветием: лазоревые цветики, улыбающиеся солнцу, петушок, который «рано встает, голосисто поет», «солнышко-колоконышко», щедро льющее «золото в оконышко» и т.д.: Петушок, петушок,
    Золотой гребешок,
    Масляна головушка,
    Щелкова бородушка,
    Что ты рано встаешь,
    Голосисто поешь,
    Деткам спать не даешь? или: Коза-хлопота
    День-деньской занята:
    Ей — травы нащипать,
    Ей — на речку бежать,
    Ей — козляток стеречь,
    Малых деток беречь,
    Чтобы волк не украл,
    Чтоб медведь не задрал,
    Чтобы лисонька-лиса
    Их с собой не унесла.

    Небылицы

    Особый вид прибауток — песенки-небылицы и перевертыши, которые помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира. В этом высокая педагогическая ценность небылиц. Из-за леса, из-за гор
    Едет дедушка Егор.
    Сам на лошадке,
    Жена на коровке,
    Дети на телятках,
    Внуки на козлятках. Или Была репа важная,
    Дивилась бабушка каждая:
    Одним днем
    Не обойдешь кругом.
    Всей деревней ели
    Целую неделю. Небылицы, в которых реальные связи нарочито смещены, предназначены для детей более старшего возраста, уже имеющих достаточный жизненный опыт, чтобы почувствовать всю парадоксальность описываемой ситуации. Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Дети раннего возраста (до 3-х лет) воспринимают парадоксы как реальность. Важно, чтобы малыш услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное. Народное поэтическое слово, адресованное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь к ребенку, нежность, заботу, веру в то, что он растет здоровым и красивым, сильным и умным. В этих произведениях нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать фольклор для маленьких средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически.
     

    [1] От слова «пестовать» — в старину означало нянчить маленького ребенка, ухаживать за ним. Сейчас чаще используется в переносном смысле — заботливо, любовно выращивать, воспитывать.

    www.2mm.ru

  • Leave a comment

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *