Василий агапкин прощание славянки: Красно-белый марш: как “Прощание славянки” стало гимном великих войн

Красно-белый марш: как "Прощание славянки" стало гимном великих войн

Накануне 7 ноября 1941 года руководитель Гидрометеослужбы СССР доложил Сталину о том, что на Москву надвигается сильный снегопад. То, что в обычной жизни омрачило бы праздник, посвященный 24-й годовщине Октябрьской революции, теперь воспринималось как чудо: плохие погодные условия сделали невозможными налеты немецкой авиации.

В 8 утра на Красной площади выстроился сводный оркестр: до последнего музыканты не знали, на каком мероприятии им предстоит играть, — парад готовился в условиях строгой секретности.

Заиграл марш — минорно-лирические аккорды "Прощания славянки". Сегодня эта мелодия воспринимается как один из главных символов Великой Отечественной войны — как "Катюша", 125-граммовый кусок хлеба из пайка блокадного Ленинграда или снимок водружения советского флага над Рейхстагом, сделанный Евгением Халдеем.

Но автор "Прощания" — Василий Агапкин — написал его за много лет до начала войны с фашистской Германией. 7 ноября 1941 года именно Агапкин дирижировал сводным оркестром на Красной площади. На кадрах фотохроники видно изящную фигуру со вскинутыми руками, возвышающуюся над музыкантами. Одет в шинель, на голове — фуражка.

Парад на Красной площади, 7 ноября 1941 года

© Самарий Гурарий/ТАСС

Температура вопреки расхожему мнению в тот день не была аномально низкой: к началу парада столбики термометров опустились до –6 °C. Но к морозу прибавились сильный ветер, снег и, следовательно, влажность — в таких условиях замерзаешь гораздо быстрее, чем при солнечных безветренных –20.

Василий Агапкин, который более часа стоял на деревянном постаменте, озяб так, что еле мог шевелиться. Настал черед появиться на площади кавалерии — оркестр к тому времени должен был отойти к ГУМу и освободить дорогу. А дирижер — не смог. Много лет спустя Агапкин вспоминал:

"...Пора мне сходить с подставки. Хотел, было, сделать первый шаг, а ноги не идут. Сапоги примерзли к помосту. Я попытался шагнуть более решительно, но подставка затряслась и пошатнулась. Ну, думаю, беда — сейчас упаду! Что делать? Я не могу даже выговорить слова, так как губы мои замерзли, не шевелятся..." 

Кто-то из музыкантов догадался, в чем дело, схватил Агапкина в охапку и унес в сторону. Но неловкий момент лишь подчеркнул драматизм ситуации. Солдаты прямо с парада отправлялись на передовую — защищать столицу. Они прощались тогда с мирной жизнью, с родным городом, с семьей под его — Агапкина — "Прощание".  

Нищий мальчик

Василий Агапкин — классический пример человека-самородка, который сумел вырваться из нищеты и благодаря своему таланту стать знаменитостью далеко за пределами своей страны.

Василий Агапкин

© Из личного архива семьи Агапкиных

Он родился 3 февраля 1884 года в крестьянской семье в деревне Шанчерово Рязанской области. Мамы своей, Акулины, не помнил — она умерла, когда мальчику был всего год. Отец, Иван Иустинович, работал грузчиком. В поисках заработка оставил родину и поехал в Астрахань — разгружать баржи в порту. Здесь он познакомился с портовой прачкой Анной Матвеевной, которая одна воспитывала двух дочек, и женился второй раз. Когда у них родился ребенок, сын Ваня, денег совсем перестало хватать.

Отец пропадал в порту, стараясь побольше заработать. Однажды, закинув на спину очередной мешок, упал замертво — сердце 39-летнего мужчины не выдержало.   

 Анна Матвеевна, как ни билась, не могла прокормить четверых детей — ее скудного заработка, за который она трудилась с утра до ночи, хватало только на содержание малыша. В отчаянии она отправила дочерей и Василия побираться.

Десятилетний мальчик каждый день проводил часы на паперти в церкви в центре Астрахани, а вечером все подаяние приносил домой. Однажды он увидел, как по улице идет военный оркестр. Музыканты в парадной форме, сверкающие медные инструменты, бравурная мелодия, льющаяся по улице, произвели на ребенка такое впечатление, что он бежал вслед за оркестром до самых казарм.

На следующий день на том же месте стал ждать: к радости Василия, музыканты снова появились на улице. Среди них было несколько его ровесников. Пожилой музыкант, заметив Василия, спросил, нравится ли ему марш и хотел бы он служить в оркестре. Мальчик  восторженно согласился. 

Ночью мачеха выстирала и выгладила его рубаху, а утром помчалась с пасынком в казармы. Капельмейстер прослушал мальчика и заявил, что у него абсолютный слух. Так Василий Агапкин в десять лет начал службу в военном оркестре — воспитанником 308-го царского резервного батальона.

Через пять лет Василий стал лучшим корнетистом оркестра (корнет — небольшая труба — прим. ТАСС) и часто исполнял сольные партии. Дома теперь бывал редко, но жалованье добровольно отдавал мачехе.  

Окончив учебу, Агапкин 11 лет прослужил на Кавказе: в Дагестане, в Чечне, в Грузии. Жалованье получал скромное — нечего было и думать о поступлении в Московскую консерваторию, о которой он так мечтал. Большую часть своих денег Василий отправлял домой, а учеба, связанная с арендой дорогого жилья в столице, лишила бы его возможности помогать семье.

Осенью 1910 года Агапкин переехал в Тамбов и стал штаб-трубачом запасного кавалерийского полка. Здесь же познакомился со своей первой женой Ольгой. Девушка была швеей, но быстро поняла масштаб личности своего мужа: она настояла на том, чтобы Василий поступил в музыкальное училище, — знаний, полученных в церковно-приходской начальной школе и в военном оркестре, ему уже не хватало.

У супругов родился сын, и Агапкин снял просторную квартиру на Гимназической улице Тамбова. Именно здесь он и написал "Прощание славянки" — осенью 1912 года, откликнувшись на известие о начавшейся Первой балканской войне против Османской империи. Марш, созданный вразрез со всеми музыкальными канонами, — в тональности ми-бемоль-минор — лиричный, а не бравурно-веселый. Агапкин посвятил его балканским женщинам, которые провожали своих мужчин на фронт.

Ноты марша "Прощание славянки", написанные рукой Василия Агапкина

© Карина Салтыкова/ТАСС

Композитор показал свое произведение знакомому авторитетному музыканту Якову Богораду, который пришел от услышанной музыки в восторг, сделал на марш оркестровку и напечатал в симферопольской типографии первые сто экземпляров нот.  

Марш быстро стал очень популярным в Тамбове. А в 1914-м, после вступления Российской империи в Первую мировую войну, "Прощание славянки" играли уже по всей стране.

К тому времени Агапкин часто сам дирижировал оркестром, но двигаться по службе мешало его крестьянское происхождение.

"Старое офицерство стеснялось меня производить на должность капельмейстера и долго еще держало в серой солдатской шинели, хотя видели во мне талант и знание своего дела, но поиздеваться нужно", — вспоминал в конце жизни композитор.

Перелом в его судьбе случился в 1918 году, когда в Тамбов пришли красные. Летом служащих его полка переформировали в красноармейцев. Два года Агапкин служил в действующей Красной армии. В Тамбов вернулся в 1920 году после того, как едва не умер во время эпидемии тифа, но снова попал в эпицентр исторических событий — в городе вспыхнуло ставшее впоследствии знаменитым Тамбовское восстание против красных.

Агапкина арестовали, но его жена бросилась к атаману и рассказала, что перед ним — автор знаменитого марша. Этот факт и спас жизнь Василию — его помиловали. Когда в город снова пришли красные, пришлось объясняться, почему мятежники его не тронули. Помиловали и на это раз, назначив капельмейстером оркестра 115 батальона ВЧК. Так, судьба музыканта на всю жизнь оказалась связанной с органами внутренних дел СССР.

Музыкант ОГПУ

После переезда в Москву Агапкина назначили руководителем оркестра при 1-й Московской школе Транспортного отдела ОГПУ. Спустя семь лет была открыта и главная кузница чекистских кадров — Центральная школа ОГПУ, в нее вошла и школа, в которой служил Агапкин.

Казалось бы, жизнь наладилась. Служба в школе связана с постоянными выступлениями: парады, смотры, торжественные приемы. Агапкину из года в год дают отличные характеристики, его творчество любит сам Ягода.

Но своим положением Агапкин не пользуется — живет на весьма скромное жалованье. Больше всего композитор и дирижер любит гражданские выступления для москвичей — в парке "Сокольники", где специально для его оркестра выстроили деревянную эстраду-раковину.

Труба, принадлежавшая Василию Агапкину

© Пресс-служба Музея Победы

Исполняли самые разные произведения: и классику, и модные фокстроты, и еще не запрещенный джаз. Послушать оркестр собирались тысячи москвичей, Агапкина знали и специально на него ходили. В "Сокольниках", в конце 20-х, Агапкин познакомился со своей второй женой Людмилой: поклонницей его музыки, совсем еще девочкой в сравнении с ним, но 20 лет разницы в возрасте не помешали им прожить вместе до самой смерти композитора.

После развода Агапкин долгие годы помогал детям от первого брака, оставив им и бывшей жене квартиру на Самокатной улице и все свое имущество. Единственного сына вторая жена Людмила родила ему только в 1940 году.

Жизнь на Лубянке

Знавшие Василия Агапкина лично рассказывали о его скромности и немногословности. Служба в ОГПУ, которое в середине 30-х переформировали в НКВД, научила его осторожности. Казалось бы, с его крестьянским происхождением можно было жить спокойно, но в разгар сталинских репрессий музыкант видел, как вчерашние коллеги и друзья объявлялись "врагами народа" или попросту исчезали.

Дома, как и у большинства известных заслуженных людей, композитор держал наготове чемоданчик со сменой белья и сухим пайком на случай ареста.

Досье на Агапкина, конечно, проверяли, но не тронули, закрыли глаза на тревожный момент в личном деле — помилование атаманом во время антоновского мятежа в Тамбове. Как окажется позже — не тронули, но не забыли.

Во время Великой Отечественной войны Агапкин три года служил капельмейстером Военно-технического училища им. В.Р. Менжинского в Новосибирске. В 1943-м добился перевода в Москву и летом 1944 года снова начал выступать в "Сокольниках".

Москвичи потихоньку оживали и ждали победы. И она наступила.

Парад Победы, 24 июня 1945 года

© ТАСС

Агапкин провожал войска на фронт в 1941-м; он же встречал их на Красной площади во время парада в июне 1945-го — полный надежд на будущую мирную жизнь. Но оказалось, что черная полоса для него еще впереди.

Мышиная война

В книге "Тайны Лубянки" писатель Александр Хинштейн рассказывает о том, как осенью 1952 года Василия Агапкина вызвали на Лубянку. Стали допрашивать о связях с некой Гизелой Пентек. Выяснилось, что еще в 1935 году Агапкин познакомился со своими поклонницами — сестрами-венгерками Гизелой и Иоланой, которые часто приходили послушать его в "Сокольники". Между ними завязалась дружба: женщины даже бывали дома у дирижера.

В 1938 году отца девушек осудили за контрреволюцию и расстреляли. В 1944 году Гизелу выслали из Москвы. Перед ее отъездом Агапкин, только вернувшийся из эвакуации, принес ей необходимые в дороге вещи: чайник, керосинку, электроплитку, чемодан. Позже он несколько раз переводил женщине деньги, прекрасно понимая, как рискует, помогая ссыльной.

Почти 70-летнему композитору на допросе пришлось придумывать оправдания. Объяснять, что деньги он был должен, а не высылал в качестве помощи. Неизвестно, что спасло его и в этот раз: заслуги или чье-то покровительство, но дело не пустили в ход. Но нервное потрясение дало свои плоды — Агапкин стал реже бывать на репетициях, в обеденный перерыв ездил домой на Большую Садовую — отдохнуть.

Музыканты оркестра, очень любившие и уважавшие Агапкина, относились к этому с пониманием, но нашлись и недоброжелатели. Руководству Высшей школы МВД посыпались доносы:

"Доношу, что руководитель оркестра, военный дирижер полковник адм. службы тов. Агапкин Василий Иванович по неизвестным причинам не являлся на работу 3, 8, 13 и 17 августа сего года... Такое халатное отношение к выполнению своего служебного долга, проявления недисциплинированности со стороны руководителя оркестра тов. Агапкина вызывает возмущение среди сотрудников оркестра".

На партсобраниях в открытую заговорили и том, что Агапкину, награжденному почетными орденами Ленина и Красного Знамени, надо уйти в отставку. Композитор покинул оркестр, отслужив 61 год. 

Годы без оркестра

Последние годы композитор много времени проводил на даче в подмосковном Абрамцеве — не классической сталинской даче (которую, без сомнения, мог бы выхлопотать в свое время), а простом деревенском домике с уютной застекленной террасой.

Агапкин, несмотря на свои заслуги, никогда не жил роскошно: его невестка Татьяна показывает сохранившиеся письма композитора и его жены, которые они писали из санаториев своему сыну-студенту Игорю. С пожелтевших тетрадных листков льется поток взаимной любви: "Мои дорогие, любимые, как вы?" — "Дорогой сыночек, здравствуй!"

Родители вдаются в трогательные подробности и немало внимания уделяют описанию меню санаторной столовой:

"Сынок, кормят очень хорошо, вкусно и обильно. Можно выбирать массу разнообразных блюд, иногда — черная икра, селедочка и капелька свежего помидора, почти каждый день на сладкое или пирожное, или два мандарина, или большое яблоко. В отдельных блюдах нашинкованная капуста с морковью, свекла, шиповник — все это помимо обеда".

Голодное детство, нищая юность, скитания по гарнизонам и фронтам научили Агапкина ценить еду и даже небольшой бытовой комфорт.

"Василий Иванович совершенно был лишен накопительства, — рассказывает вдова сына Игоря Татьяна Агапкина. — Когда ему давали квартиру на Большой Садовой в доме для сотрудников НКВД, он выбрал маленькую "двушку" без балкона, на втором этаже. Главное, — говорил он, — чтобы была комната для занятий музыкой, чтобы можно поставить рояль. А жить можно всем вместе в другой. А без балкона — чтобы маленький сын Игорь не вывалился, не дай бог, вниз".

Когда родился долгожданный ребенок, Василий Иванович нанял домработницу, чтобы жена больше отдыхала. Но никогда у него не было "роскошеств" для себя, которыми пользовались приближенные к верхушке власти люди, например машины. Даже в старости он ездил по Москве на общественном транспорте.

Василий Агапкин

© Из личного архива семьи Агапкиных

Никогда не имел и накоплений "на всякий случай". Когда осенью — в самое нелюбимое его время года — композитор скончался, выяснилось, что хоронить его не на что. В семье не было накоплений, антиквартиата, драгоценностей, все сокровище — огромная библиотека и рояль. 

На помощь пришли родственники уже покойной тогда дочери от первого брака Агапкина.

"Они предложили место на Ваганьковском кладбище в Москве, — рассказывает Татьяна Агапкина.  

Приехали и родственники мачехи, которые жили в Ленинграде; даже те, кто родились уже после смерти Анны Матвеевны, боготворили композитора и помнили, как помогал он когда-то их бабушке поднимать детей.

Памятник Василию Агапкину в деревне Шанчерово

© МУК "Михайловский исторический музей"

Организацию похорон взял на себя ученик Агапкина Николай Назаров, ставший впоследствии главным дирижером оркестра Советской армии.

На надгробном памятнике композитору, который за жизнь создал десятки произведений, выбиты такты его самого знаменитого марша, под который уходили на фронт солдаты двух великих войн; который одинаково любили и красные, и белые; который и сегодня остается одним из символов патриотизма и национальной гордостью — как пушкинский ямб, улыбка Гагарина или голос Шаляпина. Его узнают с первых нот, даже не зная, кто такой Василий Агапкин, — скромный человек, который жил музыкой и ради музыки.

В статье использованы материалы из книги Александра Хинштейна "Тайны Лубянки". Автор выражает благодарность за помощь в подготовке материала Михайловскому историческому музею Рязанской области, а также Татьяне Агапкиной 

Карина Салтыкова 

АГАПКИН ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Русский советский военный композитор, музыкант, дирижер. Автор марша «Прощание славянки» и еще порядка сорока маршей, вальсов, музыкальных аранжировок. Полковник Советской армии.

Родился  3 февраля 1884 года в д. Шанчерово Рязанской губернии (в настоящее время г. Михайлов Рязанской области). В годовалом возрасте лишился матери. Отец работал батраком, грузчиком в Астраханском порту, умер в возрасте 39 лет, когда сыну  исполнилось семь лет. Мачеха – Анна Матвеевна Агапкина, овдовев, одна воспитывала Василия и еще троих детей. Семья нищенствовала, Василий вместе со сводными сестрами вынужден был просить милостыню. В десятилетнем возрасте мальчик  был взят учеником в оркестр 308-го  резервного Царевского батальона Астраханского полка. Через  пять лет он уже стал лучшим солистом-корнетистом в оркестре. В 1899-1906 годах Агапкин служил вольнонаемным  музыкантом  в различных военных оркестрах на Кавказе. Большую часть жалования отправлял домой.

В 1906 году был призван в армию на срочную службу в Тифлисе, в 16-й драгунский Тверской полк.

 В 1909 году, по окончании службы приехал в Тамбов, где был принят на сверхсрочную службу  штаб-трубачем 7-го запасного кавалерийского Тамбовского полка. Там же в 1911 году поступил в Тамбовское музыкальное училище на медно-духовое отделение в класс Федора Михайловича Кадичева. Перед  поступлением в училище Агапкин за полгода экстерном прошел четырехлетний гимназический курс и сдал экзамен на «отлично». В подготовке к поступлению в училище Василию Ивановичу активно помогала его  супруга Ольга.

В октябре 1912 года началась Первая Балканская война. Россия помогала братским славянским народам, на фронт с вокзалов отправлялись воевать русские солдаты, офицеры, новобранцы. Под впечатлением трогательных и драматических сцен проводов добровольцев Василий Иванович  осенью 1912 года сочинил военный марш, названный им «Прощание славянки». Свое первое произведение начинающий композитор показал знатоку и ценителю военной духовой музыки Якову Богораду. Богорад помог Агапкину в оркестровке марша и напечатал в симферопольской типографии первый тираж нот. Особенностью этого музыкального произведения явилось то, что, в отличие от большинства бравурных военных маршей, произведение Василия Агапкина было написано в минорной тональности.

Вскоре марш обрел популярность. А еще через два года, в 1914-м, под музыку «Прощания славянки» уже отправлялись на фронт эшелоны с солдатами и офицерами на фронта Первой мировой.

На музыку марша поэты сочиняли стихи. Известно множество стихотворных вариантов марша «Прощание славянки»: белогвардейские «Вспоили вы нас и вскормили», «По неровным дорогам Галиции»; «Снова даль предо мной неоглядная»  А. Галича; «Этот марш не смолкал на перронах» В. Федотова; «Наступает минута прощания» В. Лазарева и другие.

Это знаковое музыкальное произведение, сочиненное Агапкиным, однажды спасло ему жизнь и предопределило дальнейшую его судьбу. В 1918 году в Тамбове установилась советская власть. Полк, в котором служил музыкант, был переформирован, и Агапкин добровольно  остался служить в Красной армии, уже в качестве капельмейстера  Красного гусарского Варшавского полка. Участвовал в боях на Южном и Юго-Западном фронте. Заболел тифом, был отправлен на долечивание в Тамбов. Как раз в это время в Тамбове вспыхнул антоновский мятеж. Агапкин был схвачен и должен был быть расстрелян. Однако его супруга ходатайствовала за него, как за автора «Прощания славянки». Композитор чудом остался жив.

После восстания  в Тамбов первыми вошли части особого назначения ВЧК. Мятеж был жестоко подавлен, Агапкина освободили. В этих войсках впоследствии и пришлось служить Василию Агапкину всю свою жизнь.

В августе 1922 года музыканта перевели  в Москву в качестве капельмейстера оркестра Центральной школы ОГПУ. Коллектив  слыл одним из лучших в Москве.  В 1924 году оркестр Агапкина участвовал в похоронах Ленина. В 1928 году в Болшевской коммуне для беспризорников Василий Иванович Агапкин создал учебный духовой оркестр из воспитанников-сирот. Многие годы почти каждый вечер Василий Иванович дирижировал своим оркестром в московском саду «Эрмитаж». Для него дирекцией сада была выстроена новая эстрадная «раковина».

В 1938 году Василий Агапкин участвовал в комиссии по усовершенствованию боя часов Спасской башни.

 В начале Великой Отечественной войны Агапкин был назначен старшим капельмейстером Отдельной мотострелковой дивизии имени Дзержинского войск НКВД. 7 ноября 1941 года на знаменитом параде на Красной площади в Москве Василий Агапкин дирижировал сводным оркестром. В числе многих музыкальных произведений, провожавших бойцов на защиту рубежей Москвы, был и марш «Прощание славянки».

24 июня 1945 года на Параде Победы оркестр Агапкина был в составе сводного оркестра: Василий Иванович руководил  фанфаристами и барабанщиками. По взмаху его дирижерской палочки раздалась барабанная дробь, сопровождавшая символический  момент  сбрасывания   поверженных фашистских знамен к подножию мавзолея.

После войны оркестр Агапкина продолжал выступать в саду «Эрмитаж». Участвовал в  парадах на Красной площади, в воздушных парадах в Тушине, выезжал на гастроли.

 Всего Василий Иванович Агапкин прослужил военным музыкантом 61 год. В 1955 году был вынужден уйти  в отставку. В архивах НКВД сохранился донос, сделанный на музыканта замполитом его же оркестра, датированный 1953 годом. С этого времени и до 1964 года он практически постоянно проживал на даче  в городе Хотьково, в небольшом доме, выделенном ему государством. Здесь он занимался композиторской работой, принимал учеников.

Умер Василий Иванович Агапкин 29 октября 1964 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище. На памятнике композитору высечены начальные такты марша «Прощание славянки».

 Дочь – Аза Васильевна Свердлова (род. 1922г. ), внук – Юрий Свердлов.

Память

Именем Василия Агапкина названа улица в Тамбове и детская школа искусств  в г. Михайлов Рязанской области.

В Тамбове открыт памятник композиторам Василию Агапкину и Илье Шатрову.

 В г. Михайлов Рязанской области установлен бюст В. И. Агапкина.

В г. Хотьково Московской области установлена мемориальная доска В. И. Агапкину.

В Москве на Белорусском вокзале установлена скульптурная композиция «Прощание славянки».

Сочинения

Марши: «Прощание славянки», «Походный марш на темы монгольских народных песен», «Кавалерийский марш» и др.

Вальсы: «Волшебный сон», «Любовь музыканта», « Голубая ночь», «Сиротка», «Ночь над Москвой»и др.

 

Автор «Прощания славянки» родился в Рязанской губернии

В понедельник, 3 февраля, в Рязанском театре драмы прошел праздничный концерт, посвященный 130-летию со дня рождения выдающегося русского военного дирижера и композитора Василия Ивановича Агапкина.  На торжественном вечере звучали произведения Василия Ивановича: «Песня защитников Москвы», «Как ныне сбирается вещий Олег», «Прощание славянки».

В региональном министерстве культуры в этом юбилейном году запланированы обширная программа чествований выдающегося земляка. В мае, к примеру, планируется большой фестиваль духовых оркестров. Но главное событие - установка памятника Василию Агапкину на его родине в деревне Шанчерово Михайловского района.


Василий Иванович Агапкин родился в Михайловском районе, в селе Шанчерово, 3 февраля 1884 года в семье крестьянина-батрака. Рано осиротев, вместе с братьями и сёстрами был вынужден нищенствовать. В 10-летнем возрасте был зачислен музыкантским учеником в оркестр 308-го резервного Царёвского батальона. В 1906 году Василий Агапкин был призван на военную службу, в 16-й драгунский Тверской полк, стоявший под Тифлисом.

В декабре 1909 года, по окончании срока службы, Агапкин оказался в Тамбове. Там 12 января 1910 года он поступил на сверхсрочную службу штаб-трубачом в 7-й запасный кавалерийский полк, а с осени 1911 года без отрыва от службы стал заниматься в классе медных духовых инструментов Тамбовского музыкального училища. Проживал на Гимназической улице. В октябре 1912 года началась Первая Балканская война. Под влиянием этого события и по случаю отправления русских добровольцев на Балканы, Агапкин, будучи в Тамбове, написал музыку марша «Прощание славянки», который очень быстро стал популярным. В Тамбове имеется памятная плита в честь этого события.

После победы Октябрьской социалистической революции Василий Агапкин в 1918 году добровольно поступил в Красную армию и организовал духовой оркестр в 1-м красном гусарском полку. В 1920 году Агапкин вернулся в Тамбов; руководил музыкальной студией и оркестром войск ГПУ. 5 августа 1922 года Агапкин с оркестром дали прощальный концерт в Тамбове и переехали в Москву. В 1924 году оркестр Агапкина участвовал в похоронах Ленина. В 1928 году Агапкин организовал духовой оркестр из беспризорников. В начале Великой Отечественной войны Агапкин был назначен старшим капельмейстером Отдельной мотострелковой дивизии имени Дзержинского войск НКВД с присвоением воинского звания военинтенданта 1-го ранга.  7 ноября 1941 года на знаменитом параде на Красной площади в Москве Агапкин дирижировал сводным оркестром. 24 июня 1945 года на Параде Победы оркестр Агапкина входил в состав сводного оркестра. Умер Василий Иванович Агапкин 29 октября 1964 года, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Его именем названа детская школа искусств, находящаяся в городе Михайлов Рязанской области и улица в городе Тамбове. Дочь — Аза Свердлова-Агапкина, внук — Юрий Свердлов.


Картина Константина Васильева "Прощание славянки".

Региональная общественная организация "Союз офицеров" выступила с инициативой установки в Рязани памятника и самому легендарному маршу. В свое время был объявлен конкурс на лучший проект, в котором приняли участие 18 авторов из Рязани, Москвы и Смоленска. Выставка эскизов проходила в одном из торговых центров Рязани. Правда, пока муниципальные власти еще не определились с будущим местом установки памятника.
Вот некоторые эскизы-проекты памятника, которые мне удалось найти в Сети:

Источники:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E3%E0%EF%EA%E8%ED,_%C2%E0%F1%E8%EB%E8%E9_%C8%E2%E0%ED%EE%E2%E8%F7
http://proryazan.com/2014/02/04/v-ryazani-proshel-koncert-v-chest-130-letiya-avtora-marsha-proshhanie-slavyanki/
http://www.mr-rf.ru/news/in_ryazan_celebrate_the_130th_anniversary_of_the_author_march_forgiveness_of_slavianka/
http://www.rg.ru/2014/02/03/reg-cfo/ubiley.html
http://images.yandex.ru/


http://www.youtube.com/watch?v=-Xs5aH791ew#t=62


http://www.youtube.com/watch?v=luSnOiYD-oE

В.И.Агапкин



В.И.АгапкинЖизненный путь В. И.Агапкина
Имя военного капельмейстера тамбовчанина
Василия Ивановича Агапкина вспоминается всякий раз, когда звучит его неувядающий марш "Прощание славянки". Оно вписано золотыми буквами в скрижали мировой музыкальной культуры и военно-дирижерского искусства. Этот марш знают и любят в Болгарии, Польше, Словакии, он известен во Франции, Америке, Японии и даже в Африке.
Василий Иванович Агапкин родился 3 февраля 1884 года в селе Михайловское
Рязанской губернии в семье крестьянина-батрака. Рано потеряв мать и отца, семилетний мальчик вместе с братьями и сестрами вынужден был просить подаяние. Cлучайная встреча с военным капельмейстером батальонного оркестра резко изменила его жизнь. Десятилетнего Агапкина зачислили учеником в духовой оркестр 308-го Царевского резервного батальона Астраханского пехотного полка. Через пять лет Вася Агапкин был признан лучшим солистом-корнетистом полка - случай редчайший. По окончанию срока действительной службы в декабре 1909 года Агапкин, освоивший к тому времени новый инструмент - трубу, отправился в губернский город Тамбов, где имелось известное в стране музыкальное училище, в которое он мечтал поступить.
12 января 1910 года В.И. Агапкина зачислили штаб-трубачом квартировавшего в Тамбове седьмого запасного кавалерийского полка. Как одержимый готовился Василий Иванович к поступлению в Тамбовское музыкальное училище и осенью 1911 года его приняли в класс медных духовых инструментов, который вел уважаемый в городе педагог Федор Михайлович Кадичев. Он привил своему ученику чувство вкуса и формы крупных сочинений, обучил дирижерскому искусству.
Именно в Тамбове осенью 1912 года, когда началась первая Балканская война, Василий Иванович создал марш "Прощание славянки".
После победы Великой Октябрьской социалистической революции Василий Агапкин
в 1918 году добровольцем ушел в Красную армию и организовал духовой оркестр в первом красном гусарском полку. Под марши его оркестра красные гусары прошли сотни огненных верст обороняя от немцев и белополяков Гродно, Барановичи, Минск и другие белорусские города. Вернувшись в Тамбов в 1920 году, В.И. Агапкин руководил музыкальной студией и оркестром в войсках ГПУ.
В конце лета 1922 года Агапкин расстался с Тамбовом.
В субботу 5 августа 1922 года состоялся прощальный бенефис оркестра. Дирижер и оркестр вызываются в Москву, - писала губернская газета "Тамбовская правда". Столичный период творчества Василия Ивановича Агапкина считается самым многогранным в его карьере музыканта и капельмейстера. В 1924 году он со своим оркестром провожал в последний путь В.И. Ленина. В 1928 году Агапкин организовал духовой оркестр из беспризорников, многие из которых занялись музыкой профессионально. В 1938 году его пригласили участвовать в работе по усовершенствованию боя часов на Спасской башне Кремля. Как мы знаем, задание он успешно выполнил.
Когда началась Великая отечественная война
В.И. Агапкина, получившего звание военного интенданта первого ранга назначили начальником духовых оркестров отдельной мотострелковой дивизии имени Дзержинского. Именно ему, старейшине капельмейстерского корпуса страны, было поручено дирижировать сводным оркестром на параде войск в Москве на Красной площади 7 ноября 1941 года.
Вскоре после парада Агапкин получил назначение в Новосибирск,
а в 1943 году снова вернулся в столицу. На параде Победы в 1945 году оркестр В.И. Агапкина входил в состав сводного. После войны оркестр В.И. Агапкина регулярно выступал с концертами в Москве.
Умер композитор 29 октября 1964 года, похоронен на
Ваганьковском кладбище в Москве. Он оставил нам десятки замечательных мелодий, которые и сегодня в чести у любителей духовой музыки. Но марш "Прощание славянки", 95-летие которого отметили в 2007 году российские военные музыканты, является самым знаменитым в творчесте композитора.
  • К титульной странице о В.И.Агапкине
  • Василий Агапкин - Прощание славянки текст песни, слова

    Слова В. Лазорева
    Музыка В. Агапкина

    Наступает минута прощания,
    Ты глядишь мне тревожно в глаза,
    И ловлю я родное дыхание,
    А вдали уже дышит гроза.
    Дрогнул воздух, туманный и синий,
    И тревога коснулась висков,
    И зовёт нас на подвиг Россия,
    Веет ветром от шага полков.

    Припев:
    Прощай, отчий край,
    Ты нас вспоминай,
    Прощай, милый взгляд,
    Прости-прощай, прости-прощай...

    Летят, летят года,
    Уходят во мглу поезда,
    А в них — солдаты.
    И в небе тёмном
    Горит солдатская звезда.
    А в них — солдаты.
    И в небе тёмном
    Горит солдатская звезда.
    Прощай, отчий край,
    Ты нас вспоминай,
    Прощай, милый взгляд,
    Не все из нас придут назад...

    Лес да степь, да в степи — полустанки.
    Свет вечерней и новой зари —
    Всё пройдёт, но "Прощанье славянки",
    Источник teksty-pesenok.ru
    Ты гори в моём сердце, гори!
    Нет, не будет душа безучастна —
    Справедливости светят огни.
    За любовь, за славянское братство
    Отдавали мы жизни свои.

    Припев

    "Прощание славянки" - русский патриотический марш композитора и дирижёра Василия Ивановича Агапкина, который написал его под влиянием начала Первой Балканской войны (1912—1913).

    Некоторые музыковеды считают, что Агапкин взял за основу старую, сохранившуюся в солдатской среде народную песню времен русско-японской войны 1904—1905 годов и обработал ее. Официально она была запрещена. Благодаря легко запоминающемуся напеву она быстро распространилась.

    Марш состоял из двух частей, мелодической первоосновой которых послужили запев и припев песни времен Русско-японской войны. Свои нотные наброски Агапкин решил отвезти в Симферополь: там жил и работал известный в музыкальных кругах в то время композитор и нотоиздатель, военный капельмейстер Литовского 51-го пехотного полка Яков Богорад. Он бесплатно помог записать клавир и оркестровал марш. Вместе они сочинили трио и придумали и название маршу — «Прощание славянки». Вскоре Богорад напечатал в симферопольской типографии сотню экземпляров нот. На обложке этого первого издания изображено: молодая женщина прощается с воином, вдали видны Балканские горы, отряд солдат. И надпись: «Прощание славянки» — новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина". Впервые публично новый марш был исполнен осенью 1912 года в Тамбове на строевом смотре 7-го западного кавалерийского полка, в котором служил автор.

    Марш был создан для военного духового оркестра, без слов. Все тексты появились позднее. Мелодия марша сочетает в себе живительную веру в будущую победу и осознание горечи неминуемых потерь от грядущих сражений. В названии марша отражено одно из тяжелейших испытаний, которые возлагают все войны на женщин, — провожать своих мужчин на войну и верить в их возвращение.
    Благодаря тому, что киевская фирма грамзаписи «Экстрафон» летом 1915 г. выпустила граммофонную пластинку с записью этого марша, он очень быстро набирал известность и популярность в России. Под эту музыку уходили полки на фронты Первой мировой войны. Очень быстро мелодия марша получила и всемирную известность: её стали исполнять военные оркестры в Болгарии, Германии, Австрии, Норвегии, Румынии, Франции, Швеции, Югославии и в других странах.

    Марш «Прощание славянки» оставался популярным и после октябрьской революции 1917 года, особенно в белом лагере. Во время Первой мировой войны на музыку марша была сочинена добровольческая песня («Вспоили вы нас и вскормили…»), которая дошла до нас не в изначальном виде, а в трёх переделках времён Гражданской войны: песня студенческого батальона в Добровольческой армии, и «Сибирский марш» — марш Сибирской народной армии, затем — армии Колчака. Третья версия текста относится к Дроздовской дивизии. В книге «Русская армия генерала Врангеля. Бои на Кубани и в Северной Таврии», в воспоминаниях артиллериста Виктор Ларионов упоминает: …"Пели и новую, уже сложенную в Крыму полковую песню: Через вал Перекопский шагая, Позабывши былые беды, В дни веселого, светлого мая Потянулись на север Дрозды." Там же

    История создания марша «Прощание славянки».

    24 июня 1945 года состоялся Парад победителей. Вражеские знамёна были брошены к ногам победителей. И даже спустя 75 лет мы сознаем себя наследниками Великой Победы.

    В этот день во всех городах России прозвучит «ПОБЕДНЫЙ МАРШ»: в живом исполнении оркестров, в историческом звучании — в телепрограммах и на радио, на улицах и площадях через громкоговорители.

    В этой акции присоединяется и Калужская областная филармония: Губернский духовой оркестр исполнил марш «Прощание славянки».

    А также делимся с вами историей создания знаменитого марша.

    Легендарный марш «Прощание славянки» с более чем вековой историей – один из главных музыкальных символов Советского Союза и России. По первым аккордам духового оркестра его узнают во всём мире.

    Произведение было написано в период Первой Балканской войны, в 1912 году, и предназначалось для исполнения духовым оркестром. Марш сочинил Василий Иванович Агапкин, человек, чья жизнь на протяжении долгого периода была тесно связана с войной и музыкой. Творчество этого композитора наглядно демонстрирует, каким выдающимся может оказаться переход деструктивной энергии в созидательное русло.

    Василию Агапкину было 28 лет, когда он написал свой марш. На тот момент композитор служил в тамбовской кавалерии. Вдохновением к написанию музыки послужили личные наблюдения автора. С началом войны на Балканах Агапкин часто становился невольным свидетелем того, как женщины и девушки провожали своих мужей и братьев на фронт, и эти трогательные и бесконечно печальные моменты получили выражение в музыке. Готовое произведение первым увидел и оценил полковой капельмейстер. Он посоветовал Агапкину показать марш Якову Богораду. Знаменитый в ту пору композитор проживал в Крыму. Поездка на черноморское побережье оказалась плодотворной: Богорад придумал название маршу, помог оформить оркестровое сопровождение и посодействовал осуществлению первой публикации.

    Василий Иванович Агапкин.

    Марш «Прощание славянки» впервые прозвучал на торжественном военном параде в Тамбове. В 1915 году произведение стало доступно в записи, что поспособствовало росту его популярности в европейских странах. Воодушевляющий мотив волновал творческие умы: стали появляться различные варианты стихотворного содержания. Одно время «Прощание славянки» было больше известно, как «Сибирский марш»: добровольцы Народной армии Сибири переписали стихи, адаптировав содержание под актуальную действительность Гражданской войны.

    Первоначально марш исполнялся без слов, звучала только музыка. Первый текст возник из-под пера молодых поэтов, добровольно ушедших на фронт после объявления начала войны 1914-1918 гг. Первая строчка звучала как «Вспоили вы нас и вскормили». Именно с таким текстом песня «Прощание славянки» пережила первый военный мировой конфликт и часть периода гражданских междоусобиц в России. Примерно в 1914-1915 годах появилась и альтернативная версия — «По неровным дорогам Галиции» — пронзительное прощание с Родиной из уст тех, кто уходит защищать родную землю и уже не надеется на возвращение.

    Довольно простая, запоминающаяся мелодия — очередной немаловажный фактор, повлиявший развитие популярности песни «Прощание славянки». Основу припева составляют два взаимодополняющих мотива. Один — более экспрессивный, напевный и «раскатистый», второй — очерчен ритмическими долями, что формирует выразительный смысловой оттенок несгибаемости силы духа и стойкости.

     

    Встреча «Василий Агапкин и марш «Прощание славянки»

    Регион: Тамбовская область
    Источник: ТОГБУК «Научно-методический центр народного творчества и досуга»
    Адрес: Тамбов, ул Степана Разина, д 5
    Стоимость: Бесплатно ₽
    Категория: Встречи
    Время проведения: События завершились
    Место проведения: Кинозал на Степана Разина
    Возрастное ограничение: 12+

    О творчестве композитора расскажет и представит презентацию профессор музыкально-педагогического института имени С. В. Рахманинова, кандидат искусствоведения Елена Казьмина.

    С 2002 года марш является гимном Тамбовской области. Василий Иванович написал «Прощание славянки» в 1912 году и посвятил его всем славянским женщинам, провожавшим мужей на войну. Первым в ряду посвящения стояло имя Ольги Агапкиной – жены композитора.

    Пётр Сосновский, художественный руководитель и главный дирижёр Губернаторского духового оркестра, заслуженный артист РФ, расскажет о Международном фестивале духовых оркестров имени В. И. Агапкина и И. А. Шатрова, который радует жителей и гостей Тамбова ежегодно в начале июня.

    В заключение будут демонстрироваться документальные фильмы «Марш столетий» производства телекомпании «Новый век» и «Славянка не прощается» производства студии «Река Лена».

    Агапкин Василий Иванович. «Прощание славянина» - марш на все времена

    22 июня исполняется семьдесят один год с начала Великой Отечественной войны. Наша страна понесла в этом немалые потери. Память о людях, отдавших свои жизни в битве с злейшим врагом, наверное, будет беспокоить душу так же, как наш народ будет жить. По прошествии многих лет с тех пор мы будем уважать героизм наших дедов и прадедов, защищавших эту землю.И мы должны беречь память обо всех, кто вдохновлял их на победу, возглавляя битву, которая напомнила ему о тех, кто оставил их дома. Среди самых дорогих и одновременно тревожных воспоминаний для ветеранов - мелодия бессмертного марша «Прощание славянина», столетие которого мы будем отмечать осенью 2012 года. Ее творчество и судьба его создателя - военного дирижера и композитора. В этом материале описан Василий Агапкин (1884-1964).

    Василий Агапкин родился 3 февраля 1884 года в селе Шанчерово Михайловского района Рязанской губернии в семье бедняка.Рано осиротевший, вместе со своими братьями и сестрами ему пришлось попрошайничать. В десять лет мачеха привела его в духовой оркестр 308-го резервного батальона Царского Астраханского пехотного полка, куда он был зачислен студентом. Мальчик получил небольшую, но звонкую трубку - корнет-а-поршень. На пять лет Агапкин был признан лучшим солистом-корнетистом полка - случай редкий. В 1906 году Василия Агапкина призвали в армию, в Тверские драгуны, под Тифлисом.

    В декабре 1909 года, после окончания военной службы, одновременно осваивая новый для него инструмент - трубку, Агапкин уехал в Тамбов - поступил в музыкальное училище.12 января 1910 года он был назначен начальником седьмой трубы в Резервный кавалерийский полк, а осенью 1911 года был принят в класс духовых инструментов Тамбовского музыкального училища.

    В октябре 1912 года началась Первая Балканская война. Балканские славяне начали освободительную войну против Османской империи, в результате которой Балканский союз - Болгария, Греция, Сербия и Черногория - вытеснил Турцию с Балканского полуострова.

    Агапкин в эти дни не останавливается на одном месте. Как и его сослуживцы, он просто бредил Балканами, героизмом «братушек-болгар».«Он видел, как балканские славянки провожали в бой с турками своих отцов и сыновей, братьев и невест. Расставание было трудным, все понимают, что не все вернутся, может быть, расстаются навсегда. В штабе полка, на улице, в керосиновой лавке - везде он что-то напевал - зарождался грядущий марш. Но мелодия снова и снова вырывалась - лишенная нарочитой бравурности, она, по мнению автора, стала символом щедрости Славянское сердце, выражение единого патриотизма.

    Марш родился на тихой Гимнасической улице (ныне Городская улица) в Тамбове осенью 1912 года. Агапкин решил показать свою новую мелодию известному композитору, военному капельмейстеру 51-го пехотного полка Литвы Якову Богораду. Для этого он отправился в Симферополь. Вместе они придумали название марша - «Прощание славянки». Через некоторое время Богорад издал в Симферополе сотню экземпляров марша. На обложке - молодая женщина, прощающаяся с солдатом, вдали Балканские горы и отряд солдат.И надпись: «Прощание славянина» - последний поход к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Изделие Агапкин. «

    Вскоре мелодия раздалась уже по всей России. Благодаря тому, что киевская звукозаписывающая компания «Экстрафон» летом 1915 года выпустила грампластинки марша, он очень быстро прославился. Мелодия марша получила мировую известность: ее стали исполнять военные оркестры Болгарии, Германии, Австрии, Норвегии, Румынии, Испании, Швеции, Югославии и других стран.

    Марш «Прощание славян» оставался популярным после Октябрьской революции 1917 года, особенно в лагере белых. Его мелодии легли в основу песен Добровольческой армии, Сибирской народной армии, армии Колчака, Дроздовской дивизии. Возможно, поэтому в СССР шествие хоть и не было официально запрещено, но, во всяком случае, не поощрялось. Несмотря на то, что марш упоминается в сборнике музыки «Военно-боевой репертуар для оркестров Рабоче-Крестьянской Красной Армии», выпущенном в 1945 году, в своем описании сборника сборника композитор генерал-майор С.О. Чернецкий критикует марш за скупой примитивизм и гармонию как «типичный дореволюционный марш».

    Марш без слов разработан для военного духового оркестра. Все тексты появились позже. На мелодию марша стихотворения написали В. Лазарев, А. Мингалев, А. Федотов, Галич и другие поэты. «Прощание славянина» с текстом слов Романа Шлезака под названием «Rozszumialy sie wierzby placzace» («шумят плакучие ивы») было в 1942-1945 годах гимном польской подпольной военной организации - Армии Крайовой (Armia Krajowa). .

    Было ли «Прощание славянина» во время парада 7 ноября 1941 года на Красной площади - вопрос открытый. Музыканты сводного оркестра утверждали, что марш был сыгран. Буденный в своих воспоминаниях их поддержал. Такого мнения придерживается воспитанник Агапкина, начальник службы оркестра Советской Армии, народный артист РСФСР генерал-майор Николай Назаров. В то же время в архивах есть точный перечень работ, которые выполнялись тогда. Знаменитого марша среди них нет. Марш не разыгрывался объединенным оркестром тысячи труб во время Парада Победы 1945 года.

    И только после выхода в 1957 году знаменитого фильма Михаила Калатозова «Летят журавли» этот марш был реабилитирован (фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля в 1958 году). В фильме есть пронзительная душевная сцена: прощание с волонтерами. Огромное количество сопровождающих находилось возле школы, где за металлической оградой двора собирались волонтеры. Вдоль забора в отчаянии бежит Вероника, безуспешно ища своего Бориса. Болезненное напряжение последних секунд - и вдруг оркестр завел марш «Прощание славянина»...

    Затем марш прозвучал в фильмах «Белорусский вокзал» (1971), «Великая Отечественная война» (1979) и десятках других.

    В эти дни звуки марша разносятся по рейсам пассажирских теплоходов на Волге и фирменным поездам. Также звуки марша раздаются при отправлении поездов с призывниками РФ, идущими к месту службы, с железнодорожных вокзалов.

    ... В 1918 году Василий Агапкин пошел добровольцем в Красную Армию и организовал духовой оркестр в 1-м Красном Варшавском гусарском полку.В 1920 вернулся в Тамбов, руководил музыкальной студией и оркестром войск ГПУ.

    В 1922 г. Б. Агапкин был переведен в Москву на должность капельмейстера 17-го полка спецназа ОГПУ. Через год полк расформировали, и Агапкину пришлось искать новую работу. Он получает место 1-го дирижера отделения Московской транспортной школы ОГПУ.

    Ему пришлось нелегко: в справке от 31 декабря 1925 г. отмечалось, что Агапкин политически недоразвит, комментариев не любит, гордится.При этом его ценили как профессионала: «Он любит и знает свое дело. У него авторитет среди подчиненных. Он хорош в своей работе». В следующих сертификатах политическое развитие Капельмейстер уже оценивается как удовлетворительное, но подчеркивает, что он хороший руководитель оркестра и любит свою работу ...

    В конце января 1924 года оркестр Агапкина сопровождал в последний путь Ленина.

    В 1928 году В. Агапкин организовал духовой оркестр беспризорников.

    В 1930 году был приглашен на должность дирижера оркестра Центральной школы ОГПУ (с июля 1934 года Центральная школа НКВД, с марта 1939 года - Высшая школа НКВД). Василий быстро организовал коллектив военных музыкантов, которые вскоре стали регулярно выступать в саду «Эрмитаж», неизменно привлекая всеобщее внимание слушателей.

    В июне 1938 года комендант Московского Кремля пригласил его в комиссию по совершенствованию музыкальной мелодии часов Спасской башни.Он сочинил мелодию кремлевских курантов - короткую, но чрезвычайно выразительную мелодию. В нем он соединил величественные перезвоны традиционных русских церковных колоколов с музыкальными оптимистическими песнями 1930-х годов.

    Когда началась Великая Отечественная война, Агапкину было уже 57 лет. Ему присвоено звание военного квартирмейстера 1 ранга и назначен начальником духовых оркестров мотострелковой дивизии имени Дзержинского.

    Ему было поручено дирижировать объединенным оркестром на историческом параде на Красной площади 7 ноября 1941 года (главный парад страны в то время проходил в городе Куйбышеве, где сводный оркестр под управлением главного дирижера Рабочих) и Крестьянская Красная Армия С.О. Чернецкий). Не успев на репетиции, Василий в строжайшей тайне смог хорошо подготовиться к выступлению музыкантов. Его отличил нарком обороны СССР Иосиф Сталин. Радиопередача музыки с парада подняла боевой дух наших людей в тылу и на фронте и вселила уверенность: Победа будет за нами!

    24 июня 1945 года на Параде Победы, который навсегда останется в памяти благодарного человечества, спасенного от коричневой чумы, оркестр Агапкина как один из организаторов музыки и первый заместитель главного дирижера вошел в состав объединенного оркестра .

    Спустя 8 лет, когда Сталина похоронили, полковник Агапкин снова предстал перед сводным оркестром.

    «Я много лет играл под руководством Агапкина, - вспоминал ветеран военно-оркестровой службы Л.Г. Коровко. - Уравновешенные, спокойные и очень добрые люди. Разрешал музыкантам, играть в театрах и учиться ... Учился сам до последнего. Он собрал дома огромную музыкальную библиотеку, обладал прекрасным гармоничным даром, был блестящим корнетистом, а в конце жизни потихоньку оглох.Это была его самая личная драма ... »

    Музыкальное наследие В.И. Агапкина включает в себя десятки прекрасных мелодий (12 боевых и 9 встречных маршей и вальсов и баллад), но марш «Прощание славянина», несомненно, является самым известным в творчестве композитора. Все концерты оркестра В.И. Агапкина заканчивались исполнением «Прощания славянки». «Мелодия» неоднократно массово выпускала пластинки со знаменитым маршем.

    Агапкин скончался 29 октября 1964 года и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.На его могиле скромная серая монументальная стела, на которой начертаны золотые штампы: Первые три такта «Прощания славянина». Марш, ставший героической и яркой частью истории славянских народов, музыка которого вдохновляет и просвещает, говорит в наших душах об основных человеческих ценностях, на которых зиждется вся жизнь.

    ... Каждый раз, услышав мелодию «Прощание славянина», у меня в горле поднимается комок и переполняет сознание безграничного уважения к защитникам нашей Родины и гордости за свою причастность к этому.Пусть эта неповторимая красота и сила марша не одно столетие будет обеспечивать уверенность в победе наших идеалов, делая наши тела сильнее, а души светлее!

    И.Микулонок

    В.И. Агапкин

    В.И. Агапкин
    (1884-1964) - Марш "Прощание славянки" создатель
    Ни одна мелодия не сравнится с провожанием миллионов славян. солдат, умерших смертью героя. Он живет и тревожит людей, возбуждая их лучшие патриотические чувства до сих пор.
    Каждый раз, когда слышится марш вечный «Славянка.
    Прощай ", мы думаем о названии Василий Иванович Агапкин. Этот марш известен не только в Болгария, Польша, Словакия , но в Франция , США, Япония и Африка тоже.
    Василий Иванович Агапкин
    родился в году 3 февраля 1884 года в году в селе Михайловское. Рязанской губернии в семье колхозника.Когда ему было семь лет он стал сиротой и был вынужден просить милостыню вместе со своими братьями и сестры. Случайная встреча с дирижером военного оркестра изменила все его жизнь. Десятилетнего мальчика зачислили учеником в этот оркестр. Вскоре он был признан лучшим корнетистом оркестра полка.
    В Декабрь 1909 г. Агапкин переехал в губернский город
    Тамбов, куда впоследствии был зачислен в запасном кавалерийском полку штабным трубачом.За два года он подготовился к поступлению в Тамбовское музыкальное училище, которое было хорошо известно в Россия и где он был принят в класс духовых инструментов в 1911 году. уважаемый учитель Кадичев Федор Михайлович воспитал в своем ученике чувство вкуса и формы больших произведений и научил его дирижерскому мастерству. навык.
    Просто в Тамбове в 1912 ,
    , когда началась первая Балканская война года , Агапкин составил свой марш "Прощание славянки" .
    После Октябрьской революции года Василий Агапкин ушел добровольцем в
    Красной Армии и организовал духовой оркестр в составе первого Красногусарского полка. С этим духовым оркестром красные гусары прошли сотни огненных верст, защищая Гродно, Барановичи, Минск и другие города Белоруссии от немцев и Белопольцы.
    Летом 1922 Агапкин выехал из Тамбова в Москву. Расставание
    бенефис его духового оркестра состоялось 5 августа 1922 года .Московский период творческой жизни Василия Агапкина считается самым многогранен в карьере музыканта и дирижера. В 1924 его латунь группа присутствовала на похоронах В.И. Ленина . В 1928 г. Агапкин организовал духовой оркестр, состоявший из беспризорников - большинство из них впоследствии стали профессиональные музыканты. В 1938 принимал участие в усовершенствовании Кремлевские куранты.
    В годы Великой Отечественной войны г. Агапкин был руководителем духовых оркестров
    отдельная мотопехотная дивизия имени Дзержинского.В 7 ноября г. 1941 ему было поручено дирижировать композитным духовым оркестром во время армейское обозрение на Красной площади в Москве.
    Агапкин умер 29 октября 1964 г. и похоронен на Ваганьковское.
    кладбище в Москве. Он сочинил много прекрасных мелодий, но марш "Прощание славянки" - лучший и самый замечательный среди его произведений. композиции.
    Приглашаем вас послушать MIDI файл этой мелодии.

    Международные устремления Имперской России · Городское воображение

    Дореволюционная акварельная открытка Белорусского вокзала в Москве.

    Белорусский вокзал был открыт в 1870 году на западном направлении для обслуживания российского города Смоленска. Однако десятилетия российских имперских амбиций, сосредоточенных на Восточной Европе, расширили маршрут, включив в него Беларусь, Литву, Польшу, Германию, Чехословакию и Латвию.Увеличение трафика на Белорусском вокзале и выезд с него в результате удлинения маршрута привело к тому, что скромный Белорусский вокзал несколько раз полностью перестраивался и перепроектировался, и теперь он является одним из крупнейших вокзалов Москвы (1).

    Начиная с русско-турецкой войны 1877–1878 годов, Российская империя начала смещать свое международное внимание на Восточную Европу, особенно на Балканы (2). Цари конца 19-го и начала 20-го веков воспользовались ростом национализма в Европе для продвижения своей экспансионистской программы.В частности, панславизм среди этнических славян в балканских государствах, таких как Сербия и Албания, подогревал желание России укрепить свои позиции в Европе (2). Цари верили, что они были славянским режимом, а Россия была славянской страной, которая могла объединить и национализировать народ, который был разбросан по разным народам.

    Хор Красной Армии исполняет Русский патриотический марш «Прощание Славянки».

    Статуя 2014 г. «Прощание Славянки» на Белорусском вокзале.

    С 1912 по 1913 год в балканских государствах происходила Первая Балканская война. В основном боевые действия происходили между Балканской лигой и Османской империей, но основные сверхдержавы Европы оказались запутанными в результате союзов. Россия, поддерживая Балканскую лигу и надеясь в конечном итоге утвердить свой славянство и имперскую мощь в регионе, напрямую вступила в противоречие с Австро-Венгерской империей и Германской империей, которые официально поддерживали османов (2).

    Поскольку это единственный путь на запад, на Белорусском вокзале их матери и жены проводили российских солдат, чтобы они ушли и участвовали в этом кровавом конфликте.Многие солдаты не вернулись домой, и вид этих слезливых прощаний побудил Василия Агапкина написать «Прощание Славянки», патриотический марш в память о женщинах, которые видели, как их мужья уходили на службу. Этот марш стал фаворитом Советской Красной Армии, и недавно в 2014 году на Белорусском вокзале был открыт памятник этим женщинам (3).

    Встреча

    советских солдат на Белорусском вокзале в 1946 году после победы в Великой Отечественной войне.

    По словам Брегу, Первую Балканскую войну можно рассматривать как предвестник Первой мировой войны и, подобно Балканским войнам, русские солдаты ушли на Восточный фронт Первой мировой войны с Белорусского вокзала.После гибели многих русских в этом конфликте Красная Армия воспользовалась политической ситуацией и свергла царей в Октябрьской революции.

    Несмотря на смену режима, амбиции России в Восточной Европе не угасли. После падения Российской империи СССР владел обширными территориями Польши и многих советских государств-сателлитов. Белорусский вокзал, важный как главный путь к этим государствам в Европе, расположенный в Москве, которая была переименована в столицу СССР, имел постоянный поток Советов между столицей и напряженным Восточным блоком.Когда началась Вторая мировая война с подъемом нацистского режима, как и в предыдущие конфликты, советские солдаты покинули Белорусский вокзал, чтобы вступить в конфликт. Когда Советы, несмотря на массовые потери людей, одержали победу во Второй мировой войне, возвращающихся солдат встретили огромными толпами и парадами на Белорусском вокзале (1).

    В конечном итоге Белорусский вокзал стал для Москвы порогом европейского конфликта. Солдаты в сопровождении своих близких отправлялись с этой станции на многочисленные войны 19 и 20 веков.Многие не вернулись. Стремление Российской Империи и СССР быть ключевыми игроками на европейской арене привело к конфликтам в Восточной Европе, и почти все человеческие жертвы и трагедия этих войн были связаны через Москву в Белорусском районе.

    Биография автора марша «Прощание славянки»

    В музыке есть произведения, которые по праву считаются лицом той или иной страны. В России такое произведение - марш «Прощание славянина». Без него в наше время сложно представить любой большой праздник, военный парад, проводы поездов на вокзалах и даже просто выступление духового оркестра.Автор марша Василий Агапкин, помимо этого шедевра, написал еще много. Но в нашей стране и за рубежом его знают и помнят именно как создателя «Прощания славянина».

    Биография

    Василий Агапкин родился в селе Шанчерово Рязанской губернии 22.01.1884. Он происходил из бедной крестьянской семьи. Через год после его рождения умерла его мать, а отец Василия, Иван Юстинович, переехал с сыном в Астрахань, где он стал работать грузчиком.Вскоре он женился на женщине по имени Анна Матвеевна, которая была прачкой в ​​Астраханском порту.

    В десятилетнем возрасте Василий Агапкин тоже потерял отца: он умер, вымотав себя тяжелым трудом. У Анны Матвеевны не хватило денег, чтобы прокормить пасынка и двух дочерей, и она отправила их в карабин. Будущий музыкант выжил благодаря милостыне добрых людей. Однажды он услышал, как на улице играет военный духовой оркестр, и прибил музыкантов. Выяснилось, что у мальчика прекрасный слух, и вскоре его зачислили студентом в коллектив запасного Царевского батальона.


    К четырнадцати годам Василий Агапкин стал лучшим солистом-корнетистом полка. Впоследствии всю свою жизнь он связал с военными оркестрами.



    Тамбовский период

    В 1906 году музыкант был призван в армию. Служил в 16-м драгунском тверском полку, стоявшем под Тифлисом. По окончании военной службы в декабре 1909 года Василий Агапкин уехал в Тамбов и поступил на службу в 7-й запасной кавалерийский полк штабным трубачом.С осени 1911 года без отрыва от производства посещал занятия в Тамбовском музыкальном училище. Учился в классе духовых инструментов у Федора Михайловича Кадичева.

    «Прощание славянина» и другие произведения

    Осенью 1912 года началась Первая Балканская война. Василий Агапкин был охвачен патриотическим порывом и пытался выразить свои чувства в музыке. Выбирая мелодию, композитор представил, как балканские женщины сопровождают своих мужей, сыновей и братьев на битву за свободу.Созданный марш он назвал - «Прощание славянина». Василий Агапкин еще не представлял, сколько великого произведения он сочинил. Но вскоре марш получил мировую известность: во время Первой мировой войны его с большим энтузиазмом исполняли гражданские и военные оркестры разных стран.


    Впоследствии «Прощание славянина» прозвучало во многих документальных и художественных фильмах, таких как «Белорусский вокзал», «Летящие журавли», «Великая Отечественная война ...». Мелодия марша стала популярной во всем мире: она была Исполняют военные оркестры Норвегии, Румынии, Болгарии, Швеции, Франции, Югославии и других стран.


    Стоит отметить, что «Прощание славянина» - не единственное талантливое произведение Василия Агапкина. Ему принадлежит множество гениальных произведений, в том числе и вальсы, и марши, и пьесы, и польские. Самые известные произведения - вальсы «Волшебный сон», «Любовь музыканта», «Варшавский стон», «Синяя ночь», «Монгольский марш», полька «Веселый отдых». Музыка композитора записывалась на пластинки, а лучшие его произведения неоднократно переиздавались.

    Предвоенные и военные годы

    В 1922 году Василий Агапкин уехал из Тамбова в столицу, где создал духовой оркестр из беспризорных детей.В 1930 году возглавил музыкальный коллектив Высшей школы НКВД. Проявив неутомимую энергию, Василий Иванович быстро сформировал из военных музыкантов высококлассный оркестр и регулярно выступал с ним в саду «Эрмитаж», каждый раз привлекая к себе всеобщее внимание публики.


    К началу Второй мировой войны Агапкину было уже 57 лет, в СССР он считался ветераном военной музыки. В первый год войны дирижер был назначен старшим капельмейстером Отдельной мотострелковой дивизии специального назначения имени Дзержинского и удостоен звания военного квартирмейстера первого ранга.07.11.1941 Василий Иванович дирижировал объединенным оркестром на параде на Красной площади. Было холодно, и подошвы сапог музыканта промерзли до брусчатки. К Агапкину двигалась механизированная колонна, но он не мог отступить. Кто-то из оркестра подбежал к нему, буквально оторвал его от тротуара и отнес в сторону.

    Потом на Красной площади был еще один парад Победы в июне 1945 года. И снова на мостовой выстроился сводный оркестр из почти полутора тысяч музыкантов.Коллективом тогда руководил генерал-майор Чернецкий, а его помощником был Агапкин.

    Личная жизнь

    Василий Иванович был дважды женат. Первая жена Ольга Матюнина родила ему сына Бориса и дочь Азу. Второй женой композитора стала Людмила Владимировна Кудрявцева. В браке с ней родился сын Игорь. Впоследствии у Агапкина родились двое внуков Юрий и Владимир и две внучки Светлана и Ольга. Еще у него есть правнуки.



    Последние годы

    После Второй мировой войны Василий Агапкин поселился в частном доме в подмосковном городе Хотьково.Со своим оркестром он продолжил выступления в саду Эрмитаж, много гастролировал по разным городам. В 1955 году в возрасте 72 лет вышел в отставку в звании полковника.

    Великий музыкант скончался 29.10.1964 в Москве в возрасте 81 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище столицы. На мраморном обелиске, установленном на могиле Василия Агапкина, высечены музыкальные строки его бессмертного народного марша.

    Прощание Славянки фон АГАПКИН, Василий »Blasorchester Noten

    Прощание Славянки фон АГАПКИН, Василий »Blasorchester Noten
    • Noten für Instrumente
    • Чор и Гесанг
    • Ансамбли
    • Теория, Бюхер, Зубехёр
    • Загрузки
    • распродажа
    • Информация
      • Über alle-noten.де
      • Kontakt

    • Журнал
    .

    Leave a comment

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *