После каникул летних – 5 советов, как помочь ребёнку вернуться в школу после летних каникул

5 советов, как помочь ребёнку вернуться в школу после летних каникул

Если «лето — это маленькая жизнь», то возвращение в школу для многих детей и особенно их родителей превращается в конец света. Мы поговорили с детским и семейным психологом Галией Нигметжановой о том, как сделать этот процесс менее болезненным и даже приятным.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Человеку, будь он взрослым или ребёнком, всегда сложно переживать любые изменения в налаженном распорядке дня. Речь не только о переходе от хорошего к плохому: после изнуряющего учебного ритма перестроиться на режим каникул тоже непросто. Что уж говорить о возвращении в школу после трёх летних месяцев. К сожалению, иногда родители вместо того, чтобы поддержать ребёнка в этой непростой ситуации, говорят: «Ты разболтался», «Вот сейчас начнётся учёба, а ты спишь до полудня» и так далее. Такие фразы точно не мотивируют, а только пугают. Но всё-таки есть несколько способов сделать возвращение в школу после каникул приятнее.

1. Обсудите с ребёнком его летние впечатления

Непреложный закон психологии: сначала «кто», а потом — «что». Первая и самая большая радость — встреча с одноклассниками. В основе любой коммуникации после перерыва лежит желание поделиться тем, что с тобой произошло. Именно поэтому родителям накануне учебного года можно во время семейных посиделок обсудить с ребёнком, как прошло лето. Какие он видел страны и города? Какую большую рыбу поймал с папой? В каком летнем лагере был? Просто помочь сыну или дочери восстановить в памяти, что хорошего с ним произошло за эти три месяца. Так родители аккуратно намекают, сколько всего интересного он сможет рассказать друзьям в школе.

2. Договоритесь о его новых обязанностях и правах

За лето ребёнок повзрослел, перешёл в следующий класс, а значит — обрёл новый социальный статус. Почему-то мы обычно акцентируем внимание на увеличении обязанностей, а про новые права упомянуть забываем. Как отразится новый статус на жизни ребёнка? Можно обсудить, изменится ли сумма на карманные деньги с нового учебного года, или добавить дни, по которым он будет самостоятельно возвращаться из школы. Эти вопросы стоит обсуждать в форме диалога: «Знаешь, я тут подумала, что можно давать тебе другую сумму карманных денег. Как ты думаешь, на что тебе могут понадобиться карманные деньги в 6 классе?». Если ребёнок, например, скажет, что давно мечтает о новом телефоне или наборе Lego, предложите ему такую сумму, из которой он сможет откладывать часть денег на свою мечты. Предвкушение нового статуса и новых возможностей заметно скрасит окончание каникул.

3. Предложите вместе подумать, как обустроить его рабочее место

Любые жизненные перемены сопровождаются обрядами. Новый этап влечёт за собой обновление пространства. Часто мы просто шпыняем детей: «Кругом бардак, где ты будешь уроки делать?». Гораздо эффективнее позволить ребёнку самому решить, как должно выглядеть его рабочее место. Как ему будет удобно, что необходимо убрать или принести. И подумать об этом лучше не 31 августа, а немного заранее.

Не пренебрегайте и покупкой школьных принадлежностей. Делать это лучше вместе, потому что канцелярский мир — тетради, ручки, пенал — тоже часть перехода из одного класса в другой. Перед выходом из дома составьте вместе список всех необходимых вещей, но обязательно оставьте небольшую часть бюджета на то, что может захотеть сын или дочь в магазине. Если он просит тетрадку со Спайдерменом, а в школе запрещают цветные обложки, пойдите на компромисс и купите её для черновика. Главное, обо всём договориться на берегу, до того, как вы оказались в магазине, иначе всё закончится ненужным скандалом из-за лишнего ластика или ручки.

4. Спросите, что ребёнку не нравится в школе

Вспомните, что раздражало, мешало, не получалось в прошлом учебном году. Допустим, «каждый раз мы ищем кроссовки, они постоянно куда-то пропадают». Обсудите эту ситуацию спокойно, никого не обвиняя. Даже некоторые взрослые возвращаются домой, преодолев уже полпути на работу, из-за забытого телефона или невыключенного утюга. Вместе с ребёнком придумайте, как эту проблему можно решить. Например, вбить в стену крючок специально для злосчастных кроссовок.

5. Не требуйте многого в первые учебные недели

Школьная программа не зря разбита по неделям: в соответствии с рекомендациями физиологов первые недели — это адаптация к учёбе. Учителя обычно не дают новый материал, а проверяют, что осталось в головах учеников с прошлого года, и редко ставят отметки. Родителям стоит действовать так же, не нужно сразу завинчивать гайки. Детям часто трудно первый месяц именно потому, что взрослые сеют тревогу, драматизируют и упрекают: «Ты всё лето провалял дурака, теперь пожинаешь плоды. А я тебе говорил, что надо было каждый день сидеть с книгами и учебниками!». Ребёнок, который хорошо отдохнул и получил две недели в сентябре для адаптации, потом делает заметный рывок вперёд. Конечно, не считая тех случаев, когда у него серьёзные пробелы за прошлый учебный год, а родители об этом узнали в сентябре.

Иллюстрации: Shutterstock (Kat Buslaeva)

mel.fm

Чем плохи длительные летние каникулы?

Фото: zelaomos.news

Летние каникулы существуют в большинстве стран мира, но срок летнего отдыха в разных странах разнится – от трех недель в Южной Корее до трех месяцев в США, Италии, Латвии и России.

Популярно мнение, что длительные летние каникулы – это следствие аграрного прошлого, когда взрослые летом нуждались в помощи детей на полевых работах. Однако некоторые историки считают, что у такого мнения недостаточно доказательств.

Есть и такие эксперты, которые полагают, что очень длинный перерыв в обучении имеет существенные недостатки.

В одном из южных штатов США исследователи сравнили результаты тестов школьников в возрасте от 7 до 15 лет за 2008–12 гг. Это были тесты, которые проводились в конце учебного года и начале следующего за ним.

Ученые пришли к выводу, что в среднем за летние каникулы американские дети забывают более четверти изученного материала за предыдущий год.

При этом и в странах, где летние каникулы короче, чем в США, наблюдается такая же тенденция.

Руководитель Национальной ассоциации летнего обучения (США) Мэтью Болэй назвал летние каникулы периодом года, когда наблюдается наибольшее неравенство между богатыми и плохо обеспеченными детьми.

Дети из бедных семей забывают за летний период больше, чем их сверстники из богатых семей.

Богатые родители могут восполнить образовательные недостатки ребенка с помощью репетитора или летнего лагеря, в то время как бедным семьям сложнее позволить себе что-то подобное. Некоторым из них приходится стоять в многочасовых очередях, чтобы записать ребенка в бесплатную спортивную секцию.

Для многих семей летние каникулы влекут за собой финансовые трудности.

В странах, где во время учебного года дети получают бесплатное школьное питание, летом семьи больше тратят на продукты. Семьям, где работают оба родителя, во время каникул приходится нанимать кого-то для присмотра за ребенком.

Руководитель летней программы одной из начальных школ Уэльса Наташа Кокрэм беспокоится, что летом многие дети большую часть времени проводят дома перед телевизором. По ее мнению, это происходит из-за того, что родители не могут позволить себе обеспечить их активным досугом, но в то же время не хотят позволять им гулять без присмотра.

Бенджамин Пайпер, исследователь из исследовательского института RTI International, считает, что проблема потери полученных за учебный год знаний может проявляться еще серьезнее в развивающихся странах, где она в основном остается без внимания и не изучается.

Эксперты предлагают несколько способов решения проблем, вызванных долгими летними каникулами:

  • увеличить продолжительность учебного года,
  • перенести часть срока летних каникул на другие периоды года,
  • обеспечить большее количество проводимых государством летних мероприятий для школьников.

Первый подход наиболее кардинально применяет Южная Корея, где летние каникулы длятся всего три недели. Это самые короткие в мире летние каникулы.

Конечно, южнокорейские школьники достигают отличных результатов на международных программах по оценке образовательных достижений учащихся. Но по сравнению с детьми из других богатых стран они делают это ценой постоянного механического запоминания и большего количества проблем с психическим здоровьем.

Аргументом против растягивания учебного года является необходимость увеличения бюджетных затрат. Учителя, несомненно, будут против такого подхода, если им не повысят зарплату.

Некоторые считают оптимальным второй подход, с сокращением летних и удлинением остальных каникул. В частности, директор школы Cadoxton Джанет Хэйворд предлагает сократить летние каникулы в Великобритании с шести до четырех недель и перераспределить оставшиеся две недели на другие времена года.

Мистер Болэй, наоборот, сомневается, что подобные изменения окажут существенный эффект на сохранение пройденного материала в памяти детей. Во всем мире летние каникулы укоренились в традиции, а обучение круглый год пока не доказало своей эффективности.

Вместо перекраивания каникул мистер Болэй предлагает обеспечить финансирование летних мероприятий для школьников за счет средств налогоплательщиков и меценатов.

По его мнению, летом школьники должны развивать навыки, которые не входят в школьную программу.

Правительства некоторых стран заинтересованы в том, чтобы помочь родителям в период летних каникул.

Например, министерство образования Великобритании объявило о выделении £2 млн ($2,54 млн) на проведение детских летних мероприятий и организацию питания. Венгрия расширила программу по обеспечению детей обедами в летние каникулы. А в США активисты не дали правительству страны отменить государственное финансирование детских мероприятий на время летних каникул.

Перевод Анны Шивриной

vogazeta.ru

как родителям планировать отдых ребенка

Каникулы необходимы ребенку для того, чтобы после напряженного и тяжелого учебного года полноценно отдохнуть и набраться сил, дать разгрузку нервной системе, проводя время максимально полезно для укрепления здоровья. На протяжении школьного обучения, особенно с поздней осени и до весны дети мало времени проводят на открытом воздухе. Связано это с учебной нагрузкой, погодными условиями, совсем не располагающими к прогулкам, занятостью родителей и наличием дома более интересных, по мнению школьников, занятий — компьютеров, планшетов. Время летнего отдыха — шанс полноценно сменить обстановку, даже если нет возможности поездки в санаторий и активного оздоровления в нем. В этот период можно заняться профилактикой различных болезней и закаливанием, укреплением иммунитета.

Зачем нужен отдых?

Зачем нужен отдых?

После длительного периода учебы детский организм будет нуждаться в отдыхе, так как большие умственные нагрузки не могут не сказываться на самочувствии школьника. Особенно это актуально для детей с различными вегетативными расстройствами либо проблемами нервной системы, которых сегодня немало. У детей в начальной школе это проявляется частыми сменами в настроении, апатией и пониженной подвижностью. Некоторые из таких расстройств приводят к повышенной капризности, расстройствам сна с тревожностью. Ближе к подростковому возрасту может добавиться и агрессивность, что возникает как результат гормональных перестроек тела.

В случаях, если у ребенка часто возникают подобные симптомы, нужен летний правильный отдых, дабы подобные проблемы не перерастали в более выраженные нервные расстройства. Одним из условий устранения подобных вегетативных симптомов считается чередование труда с отдыхом, физической нагрузкой и активным образом жизни. На летних каникулах это легко реализовать.

Каникулы: время разгрузить нервную систему

Во время каникул нужно постараться обеспечивать ребенку условия, когда он будет испытывать умственные нагрузки по минимуму. Важно учитывать, что получение любой информации — это активная нагрузка головного мозга. Поэтому на время летнего отдыха стоит временно отказаться от учебы и дополнительных кружков, чтобы дать ребенку возможность просто отдыхать. То же самое будет касаться и просмотра телевизора и сидения за компьютером, в интернете, так как это тоже большой объем информации и активная умственная нагрузка на ребенка.

Каникулы — время отдыха на улице и природе. Даже если у родителей нет возможности отправки ребенка в оздоровительные лагеря или санаторий, стоит сменить обстановку хотя бы ненадолго. Это могут быть поездки за город, на природу, в деревню или на дачу. Также посещение новых спортивных занятий или новых мест — это способ улучшить психологическое состояние ребенка.

Роль родителей

При невозможности отправки ребенка на курорт родители вполне могут создать условия оздоровления и дома. Важно создать максимально здоровый режим дня для ребенка и обеспечить достаточное пребывание на свежем воздухе, физиологически актуальное количество часов сна и двигательную активность. Не менее полезным будет и рациональное правильное питание с обилием витаминов и микроэлементов. Родителям важно насыщать каждый день каникул событиями, которые интересны, и только положительными эмоциями, тогда ребенок сможет полноценно отдыхать и набираться сил к новому учебному году.

Прежде всего ребенку нужно хорошо высыпаться, нормализация здоровья и самочувствия без достаточного количества ночного сна невозможна. В период ночного отдыха мозг активно обрабатывает всю информацию, которая была получена за день, при этом нормализуется работа таких систем как иммунная, нервная с уравновешиванием эндокринных процессов. Дети нуждаются в более длительном ночном отдыхе, чем родители. Поэтому на время летних каникул нужно отвести сну ребенка не менее 9-10 часов в сутки. А чтобы ребенок хорошо спал, ему нужно обеспечить достаточное количество двигательной активности за день.

Профилактика патологий, укрепление иммунитета

Профилактика патологий, укрепление иммунитета

Свежий воздух — это неотъемлемый элемент оздоровления и профилактики болезней. Если позволяет погода, ребенок максимальное количество времени должен проводить на открытом воздухе, играя и гуляя, бегая и прыгая. Сегодня есть масса способов для развлечения детей — это катание на роликах, велосипедах и самокатах, посещение парков и аттракционов, подвижные игры и поездки на природу. Родители могут выбрать развлечение себе и ребенку по душе. Если есть возможность, нужно выбираться летом к реке или водоему, отправляться в горы, на экскурсии.

Правильное питание — это один из пунктов в оздоровлении. Это профилактика гиповитаминоза и недомоганий. За зиму и весну организм устает и испытывает дефицит питательных веществ и витаминов, и лето — это самое время пополнять запасы. Важно, чтобы ребенок полноценно и разнообразно питался по сезону, употреблял больше растительной пищи в свежем виде, уменьшив количество сладостей и тяжелых продуктов. Не менее важно и соблюдение питьевого режима — летом в жару теряется больше жидкости, и ее потери нужно полноценно восстанавливать не газировками и лимонадами, а питьевой водой. Только не стоит давать ребенку ледяную воду, это может привести к простуде. Оптимально утоляет жажду вода комнатной температуры.

Закаливание ребенка

Не менее важным будет и нахождение на солнышке, умеренный загар и купания. Всем известно, что солнечные лучи снижают риск депрессии и повышают настроение и эмоциональный тонус. Вещества, которые отвечают за положительное настроение, активно стимулируют процессы в нервной системе. Солнечные лучи помогают в активации процессов организма и профилактике болезней — улучшают функции дыхания, кровообращения и обмена веществ, нормализуют деятельность эндокринной системы. За счет ультрафиолета в коже происходит образование витамина D, укрепляющего скелет, а также образуется меланин, придающий коже загар. Поэтому ребенку важно почаще бывать на солнышке, при этом помня о безопасности.

Купания в открытых водоемах — это профилактика усталости и отрицательных эмоций. Они обладают закаливающим и общеукрепляющим действием, помогают ребенку стать крепче, выносливее и сильнее, стимулируют работу всех мышц. За счет смены температур активно тренируются сосуды и иммунитет. Поэтому нужно включать посещение пляжа и купания в план оздоровления.

И естественно, самое основное в оздоровительном летнем отдыхе — это море положительных эмоций и впечатлений. Именно они помогут ребенку быть в тонусе, активно отдыхать и набраться сил к новому учебному году.

Пройдите тестТревожность ребенкаТревожность ребенка Ребенок проявляет беспокойство и жалуется на страшные сны? Не может сосредоточиться на занятии, волнуется и часто жалуется на больной живот? Наш тест поможет определить уровень тревожности у ребенка и подскажет дальнейшую тактику поведения.

medaboutme.ru

Адаптация к школе после летних каникул. 12 правил для детей и родителей

« — Дорогой, я уже готова к детям.
— А я нет!!!
— Ничего не поделаешь. Лето заканчивается, надо их забирать из деревни…»

Летние каникулы заканчиваются. Пора возвращаться к «реальности» в виде нового учебного года. Не имеет значения, где были дети – в лагере, в деревне или бездельничали дома. Привыкать к школьной жизни все равно придется. Родителей это тоже касается. Детский и семейный психолог Светлана Ройз предлагает уже летом готовиться к первым дням учебы. Какие правила следует соблюдать, чтобы адаптация к школе прошла легко и спокойно? 

  1. Режим дня.

Вам легко возвращаться к рабочему режиму  после отпуска? Для детей это тоже стресс. Имеет смысл уже в августе «настроить» правильный распорядок: ложиться и просыпаться раньше.

  1. Нервная система.

Когда организм постоянно испытывает стресс, возникает дефицит цинка. Это, в свою очередь, негативно сказывается на способности к запоминанию и учебе. Пока есть время – пополните организм витаминами или биодобавками. Не обязательно искусственными: предлагайте школьнику продукты, содержащие цинк.

  1. «Арсенал» знаний.

Так уже наш мозг устроен, что без тренировок никак. Вы задумывались над тем, почему первые месяцы учебного года отведены для повторения? Дело в том, что за лето дети забывают часть пройденного раньше материала. Пока каникулы не закончились, можно в спокойном темпе «разбудить» мозг путем пролистывания тетрадок за прошлый год. Если ребенок планирует посещать секции или кружки, то по возможности отправьте его заниматься еще летом.

  1. Социальные навыки.

Некоторым детям трудно возвращаться в коллектив. Особенно, если каникулы они провели в относительном уединении. Выход – встретиться классом еще в августе. Заняться можно чем угодно: сходить в кино, на пикник или поиграть в игры.

  1. «Отпечаток» в классе.

Адаптация к школе пройдет легче, если ребенок принесет с собой в класс что-то домашнее. Как вариант, книгу или вазон.

  1. Позитивный настрой.

«Опять школа, ничего хорошего меня не ожидает» —  с таким настроем за парты отправляются немало учеников. Как помочь маленьким пессимистам? Предложите вспомнить все приятные моменты каникул. Переведите внимание из негатива на позитив. Можно сделать коллаж из веселых фотографий или записать приятные воспоминания в «дневник лета».

  1. Праздник завершения каникул.

Всегда проще адаптироваться к новому, если на старом поставить точку. Помогите ребенку красиво завершить каникулы. Он был в лагере или  у бабушки? Встретьте его подарком, сладостями или букетом шариков. Возраст ученика не имеет значения, главное – сделать сюрприз.

  1. «Он уже не тот».

За лето ребенок меняется. Особенно, если каникулы он провел в лагере или в другом месте вдали от вас. У него появились новые знакомства, знания, возможно – первая любовь. Относитесь с уважением к чувствам ребенка. Примите их, будьте другом. Умейте хранить тайны, которые вам доверят. Не исключено, что сейчас ваше чадо переживает огромный спектр эмоций. Это может повлиять и на успеваемость. Если чувствуете, что ваша власть над ребенком слабеет, не возвращайте ее «силой». Примите новый уровень ваших взаимоотношений.

  1. Школьная ярмарка.

Подготовка к новому учебному году не обходится без покупки канцелярских принадлежностей, школьной формы и других полезных вещей. Если есть возможность – позвольте ребенку самому выбирать себе вещи. Конечно, в пределах разумного.

  1. Школа – отдельно, дом – отдельно.

Дом – это безопасное пространство. Не делайте его продолжением школы, поддерживайте ребенка.

  1. «Да я ради тебя…».

Вы хотите для ребенка самого лучшего, это нормально. Но не жертвуйте собой. Отдавая «все», вы отдаете и непереносимую ответственность за результат. Таким образом, вы лишаете ребенка радости.  Не становитесь «жертвой», ищите компромисс. Будьте примером. Требуете от ребенка уважения? Уважайте его. Требуете заниматься спортом? Делайте утреннюю гимнастику.

  1. Школьные оценки субъективны.

Оценки в дневнике не всегда отражают реальные знания ребенка. Просто помните об этом.

Статья в тему: 100 счастливых воспоминаний, которые нужно подарить детям

В школе ребенок проводит большую часть времени. Но не все. За стенами учебного заведения его должна ждать интересная жизнь. Именно в ней он черпает вдохновение для покорения новых высот и счастливого взросления. Удачной адаптации к школе! И помните, что нет идеальных систем: образование не исключение.

 

По материалам сайта life.pravda.com.ua

klyovamama.com

Как побороть лень ребенка после каникул?

Возвращение в школу после летних каникул связано с трудностями адаптации, привыкания к большим умственным нагрузкам, ограничению свободного времени и ранним утренним подъемам. Вчера еще активный и здоровый ребенок внезапно начинает хандрить, быстро уставать, растягивает выполнение домашних заданий на несколько часов, хотя мог бы уложиться в 40 минут. У учеников начальной школы даже наблюдается ухудшение здоровья.

Поведению школьников родители (а иногда учителя) не находят объективного оправдания, списывая его на лень, и приступают к разработке стратегического плана “как бороться с ленью ребенка”. А нужно ли бороться?

В школу после летних каникул. Почему ребенок не хочет учиться?

На самом деле причин детской лени не много. Это:

  • слишком большие нагрузки;
  • слишком высокие требования;
  • подражание поведению родителей;
  • непонимание смысла в обучении.

Причины, которые мешают ученику привыкнуть к школе в первом классе или же после каникул, могут быть связаны с неправильной организацией детского режима дня. Если в свободное от школы время родители позволяют поздно ложиться и спать чуть ли не до обеда, в начале учебного года наладить график сна будет проблематично. Неизбежны стрессы, рассеянное внимание на уроках из-за постоянного недосыпа, снижение успеваемости. Психологи рекомендуют заранее приучать малыша к тому, чтобы ложиться и вставать в одно и то же время, из расчета, что утром школьник должен спокойно сделать зарядку, собраться, позавтракать.

Несмотря на то, что рефлексия, отстранение от внешних забот полезна для детей, полностью избавлять их мозг от интеллектуальных нагрузок тоже нельзя. Как поддерживать детский ум в тонусе? Чтобы избежать синдрома усталости и лени после каникул, нужно в программу отдыха включить также развивающие занятия. Но! Эти занятия должны быть интересными для школьника и проходить в другом формате, чем школьные. В младшем школьном возрасте больше всего пользы для гармоничного психологического, эмоционального, социального развития приносят игры со сверстниками или самостоятельные ролевые игры.

Как победить лень ребенка? Польза развивающих курсов для детей

Какие бы высокие цели вы не ставили, записывая малыша одновременно к репетитору по математике, в спортивную секцию, курсы иностранного языка и музыкальную школу, они не стоят того, чтобы лишать его возможности оставаться ребенком. Повышать уровень интеллекта школьника можно другим способом: вместо бесконечной загрузки информации развивать память, навыки быстрой обработки и усвоения знаний, способности к принятию решений.

Плюсы и минусы развивающих курсов зависят от целей обучения. Так вот, система накопления знаний скорее использует детский ум, а развивающие занятия увеличивают его возможности, раскрывают потенциал и скрытые таланты.

Главные задачи педагогов:

  • заинтересовать школьника в учебе;
  • научить учиться;
  • помочь поверить в себя;
  • приучить к дисциплине и ответственности;
  • научить преодолевать трудности;
  • помочь адаптироваться в социуме;
  • мотивировать на успех.

Бороться с ленью такими способами, мотивировать ребенка к учебе — это цели школы устного счета Соробан®. В России доступно эффективное дошкольное развитие ребенка методом Соробан® и обучение учеников начальной школы.

mirkrasoty.life

Летние каникулы и трудности возвращения в школу

​Дети, также как и взрослые, сталкиваются с трудностями возвращения из отпуска. Конечно же, их главный отпуск - это летние каникулы. И после продолжительных и ярких каникулярных дней, ребята с большой охотой бегут в школу 1 сентября, чтобы встретить добрых друзей и товарищей, чтобы обменяться впечатлениями, чтобы показать себя повзрослевшего и возмужавшего, да и на одноклассников подивиться.

Но уже второго сентября начинаются проблемы. Хочется продолжения праздника жизни, а надо кардинально перестраиваться на серые будни бесконечных уроков, домашних заданий, общественных работ.

Так как же вернуть ученика в ритм их деловой жизни?

Позвольте, а кто сказал, что каникулы – это бесконечное валяние на диване перед телевизором, компьютерные игры до полуночи или купание до посинения в близлежащих водоемах?

Нет, уважаемые родители. Вы совершенно неправильно понимаете замечательное слово «каникулы». Каникулы – это всего лишь пропорциональное изменение ученической нагрузки и активности по интересам. Если в дни обучения большая часть времени уделяется самому обучению и только несколько часов отведено позитивному отдыху, то именно в дни каникул большая часть времени должна быть посвящена любимым занятиям. Но и забрасывать книжки, куда подальше, не стоит!

Чтобы возвращение в школу было не тягостным и даже приятным, надо бы соблюдать некоторые рекомендации, исполнение которых позволит ребенку отлично отдохнуть и не растерять, выработанные в течение учебного года «трудовые» привычки.

Режим сна

Режим сна не стоит нарушать даже в летнее беззаботное время. Помните, что выспаться впрок не возможно, и отоспаться за «недосып» во время учебных будней, тоже не получиться. Для полного восстановления сил достаточно 8-10 часов.

Большая ошибка родителей заключается в том, что они «вдруг» разрешают своему чаду сидеть за монитором компьютера, аж, до утренней зорьки, мол, каникулы ведь. А на завтра разрешают валяться в постели до полудня и дольше, мол, пускай отдохнет перед учебой.

Именно ночное бдение и не позволит ребенку отдохнуть, а наоборот выкачает из него всю энергию и в школу он вернется уставшим от отдыха, что, несомненно, скажется на его успеваемости и активной жизнедеятельности​​​​​​​.

Учебная программа

Это только на первый взгляд крылатая фраза: «Нам ничего не задавали!», имеет под собой правдивый характер. Задавали, еще как задавали!

В конце учебного года, наверняка, учителя постарались с домашним летним заданием: чтение книг, сбор гербария, решение задач по развлекательной математике, эссе по историческим местам, нормы ГТО, географические фотозарисовки и другие творческо-познавательные задания. Но почему-то именно эти самые важные и самые интересные «домашки» остаются без внимания, как самих учеников, так и их родителей и воспринимаются как необязательность.

Неплохо чуть подтянуть математику, вспомнить правила русского языка, подучить английский.

Мозги, так же, как и мышцы вянут без нагрузки, а, следовательно, возобновление тренировок и прокачка мозговой активности вызовет не только негативное восприятие учебного материала, но и физическое недомогание. И это состояние будет продолжаться до тех пор, пока учебные «тренировки» не войдут в привычный ритм ученических будней.

Домашние дела и общественная нагрузка

Уважаемые родители, а домашние дела никто не отменял! Обычные детские обязанности по дому не должны списываться со счетов, даже наоборот, можно возложить на ребенка дополнительные поручения, поскольку свободного времени у него в избытке и помощь родителям – важная составляющая воспитания подрастающего поколения.

Кстати, если во время учебного года ученик был ответственен за «Живой уголок» или «Зимний сад», то забывать о животных и растениях совершенно недопустимо. Эти подопечные, они ведь живые и даже летом нуждаются в постоянном заботливом уходе.

Движение и времяпрепровождение на открытом воздухе

Обязательно надо подтолкнуть ребенка к подвижным играм, активным прогулкам, спортивным состязаниям и не только в качестве болельщика, но и участника. Для этого именно родители должны, я подчеркиваю, должны личным примером и даже некоторой степенью принуждения заставить ребенка вести активный образ жизни.

Конечно, проще отдать решение о собственном времяпрепровождении на откуп самого ребенка, но закончится этот эксперимент с выбором плачевно.

Выбор ребенка должен сопровождаться маленькими родительскими хитростями и педагогической мудростью. Надо сделать так, чтобы ребенок, под чутким контролем родителей, выбрал именно то, что считают нужным родители, а не то, что выпадет случайным «орел-решка».

Летняя активность – вот залог успеха успешности предстоящего учебного года. Во что бы то ни стало, но дипломатическими методами, сокращайте пассивный отдых.

Было бы здорово, если каникулярное время детей совпадало с отпуском родителей. Тогда отдых в деревне, на южном морском побережье, в заморских странах, да где угодно, лишь бы подальше от телевизоров и мониторов, подальше от видео просмотров и компьютерных игр.

Общение детей с родителями в тесном семейном кругу принесет максимальную пользу, как ребенку, так и всей семье в целом.

Скоро в школу

​Лето пролетит незаметно. А вот за несколько последних августовских дней, режим бытия ученика должен быть несколько ужесточен. Никаких отговорок, все вовремя: и сон, и домашние дела, и прогулки и увеличение времени на выполнение летнего домашнего задания.

Тогда первосентябрьский день без стрессов для организма и плавно перетечет в школьную будничную жизнь. После грамотного отдыха, конечно, ваш ученик круглым отличником может и не быть, а вот хорошистом он быть обязан!

www.psychologos.ru

Так ли полезны летние каникулы?


Алена Лепилина

В дебатах на тему образования вопрос о летних каникулах поднимается редко. Они считаются неотъемлемой традицией государственного образования наравне со школьным футболом и ежегодным балом. А теперь взгляните на результаты тестов, проводимых в начальной школе. И может быть, ваша вера в пользу длительного летнего отдыха пошатнется.

Малькольм Гладуэлл в книге «Гении и аутсайдеры» приводит результаты исследования 650 школьников — знаменитого калифорнийского теста достижений. Каникулы, состоятельность родителей, система воспитания и школьные успехи — посмотрим, как все это связано. Получается любопытная логическая цепочка.

Богатые отличники и бедные двоечники

Приводимые данные взяты из исследования социолога Карла Александра из университета Джонса Хопкинса. Александр отслеживал прогресс 650 первоклассников из Балтимора, сравнивая результаты тестов по математике и чтению, широко известных как калифорнийский тест достижений.

Ниже представлены результаты этого теста за первые пять лет начальной школы в разбивке по социоэкономическому классу — низший, средний, высший. Давайте ограничимся результатами теста по чтению. (В основе чтения и математики лежат одни и те же принципы.) Взгляните на первую колонку. В первый класс ученики приходят с показательной, хотя и не критической разницей в знаниях и умениях. Дети из богатых семей опережают детей из бедных семей на 32 балла, а надо сказать, что в Балтиморе бедные семьи действительно очень бедны. А теперь взгляните на пятую колонку. Изначально довольно скромная разница между бедными и богатыми четыре года спустя возросла едва ли не в два раза.

Подобное «расхождение в достижениях» — многократно наблюдавшийся феномен, из которого, как правило, делают два вывода. Первый — дети из неимущих семей просто не обладают врожденными способностями к обучению в отличие от детей, принадлежащих к привилегированным слоям общества. Они не такие умные. Второй — чуть более оптимистичный — наши школы не приспособлены к обучению детей из бедных семей: мы не в состоянии привить им необходимые навыки.

И вот здесь-то исследование Александра вызывает особый интерес, поскольку, как выясняется, ни одно из приведенных объяснений не выглядит достаточно убедительным.

Летние каникулы: польза или вред?

В Балтиморе школьники сдают калифорнийский тест достижений не только после окончания учебного года, в июне, но и в сентябре, сразу после летних каникул. Александр заметил, что результаты второго теста позволяют ему провести несколько иной анализ.

источник

При сравнении баллов, набранных учеником в начале учебного года, в сентябре, и в конце года, в июне, можно точно установить, как много он выучил за прошедший год. А результаты тестов за июнь и за сентябрь в новом учебном году дают представление о том, сколько ребенок выучил за лето. Другими словами, вы можете оценить — по крайней мере частично, — в какой степени расхождения в достижениях обусловлены происходящим в течение учебного года и в какой — происходящим в течение лета.

Давайте начнем с сентябрьских результатов. Из представленной ниже таблицы видно, на сколько баллов поднялись результаты июньских тестов по сравнению с сентябрьскими. В колонке «Сумма» указаны совокупные достижения класса за все годы обучения в начальной школе.

Данные во второй таблице рисуют совершенно иную картину. Судя по первой таблице, дети из бедных семей находились в числе отстающих. Однако результаты второй таблицы нас в этом разубеждают. Взгляните на последнюю колонку «Сумма». За пять лет дети из бедных семей обгоняют детей из богатых семей на пять баллов. Они незначительно отстают от детей, принадлежащих к среднему классу, а во втором классе их показатели превышают показатели всех остальных слоев.

А теперь посмотрим, как за время летних каникул меняются баллы в тестах по чтению.

Видите разницу? Посмотрите на первую колонку, где отмечены результаты летних каникул после первого класса. Дети состоятельных родителей приходят в сентябре в школу и сразу же набирают больше 15 баллов. Дети из бедных семей возвращаются после каникул, и их баллы падают почти до минус четырех. Они обгоняют детей из состоятельных семей в течение учебного года, но за лето сильно отстают от них.

А сейчас взгляните на последнюю колонку «Сумма», где проставлены все летние результаты с первого по пятый класс. Баллы по чтению бедных детей поднялись до 0,26.

Другими словами, на протяжении всех лет обучения в начальной школе дети из бедных семей ничему не учились во время каникул.

Дети же из богатых семей в общей сложности сумели набрать целых 52,49 балла. Единственное их преимущество перед детьми из неимущих слоев — это результаты обучения за пределами школы.

Как воспитание влияет на школьные успехи

Эти результаты с большой долей вероятности являются последствиями различных методов воспитания. Но и эти методы зависят от ряда факторов, благосостояния в том числе. Представим ребенка из привилегированной семьи. Допустим, его зовут Алекс. Как, по-вашему, проходят его летние каникулы? Он ходит в музеи, участвует в специальных программах, посещает летний лагерь, где проводятся занятия, а когда ему станет скучно, всегда найдется что почитать. Нет ничего удивительного в том, что за лето Алекс значительно продвигается в чтении и математике.

источник

А теперь познакомимся с Кэти — девочкой, стоящей на другом конце социальной лестницы. У семьи нет денег, чтобы отправить ее в летний лагерь. Мать не может возить ее на факультативные занятия, и домашней библиотеки в доме тоже нет, так что, если Кэти заскучает, читать ей нечего. Остается, наверное, только телевизор. Скорее всего, она замечательно проводит летние каникулы — заводит новых друзей, играет на улице, ходит в кино, одним словом, наслаждается беззаботными летними деньками, о которых мечтает каждый ребенок.

Только ни одно из этих развлечений не помогает ей научиться лучше читать и считать, и каждый такой беззаботный день все больше и больше отдаляет ее от Алекса.

Алекс необязательно умнее Кэти. Просто у него больше возможностей для развития: все три летних месяца он проводит с пользой для своего образования, в то время как девочка смотрит телевизор или бегает по улице.

Неверный подход к образованию?

Познакомившись с работой Карла Александра, невозможно не прийти к выводу о неверном подходе к образованию. Ведутся бесконечные разговоры об уменьшении числа учеников в классах, переработке учебной программы, покупке для каждого ученика блестящего новенького ноутбука и увеличении школьного финансирования. Но все это подразумевает наличие глубинных проблем в работе самих школ.

Однако взгляните на вторую таблицу, где отражены результаты деятельности детей с сентября по июнь. Школа выполняет свои задачи. У детей, отстающих в учебе, имеется одна-единственная проблема: они недостаточно учатся.

источник

Александр произвел нехитрые подсчеты и вычислил, что бы изменилось, если бы балтиморские дети посещали школу круглый год. Согласно его подсчетам, по окончании начальной школы дети из бедных и богатых семей владели бы математикой и чтением примерно на одном уровне.

Слишком длинные каникулы

Неожиданно причины превосходства азиатов в математике проявляются с еще большей очевидностью. В азиатских школах нет таких длительных летних каникул. И это объяснимо. Народы, которые верят в то, что успех обеспечен тому, кто 365 дней в году встает до зари, вряд ли позволят своим детям отдыхать три месяца подряд. Продолжительность учебного года составляет в России в среднем 160-170, в США в среднем 180, а в Южной Корее — 220 дней.

источник

В Японии школьники учатся в совокупности 243 дня. В тест, который предлагался выпускникам школ по всему миру, был включен вопрос о том, сколько заданий по алгебре, геометрии и исчислению были взяты из тем, ранее изучавшихся в школе. Ответ японских двенадцатиклассников: 92%. Вот она — конкретная польза от учебного года длиной в 243 дня.

У вас есть достаточно времени на то, чтобы выучить все, что положено, и меньше времени, чтобы все это забыть. Для сравнения: ответ американских двенадцатиклассников: 54%. Выходит, что нет проблемы, связанной с отстающими учениками. Зато есть проблема летних каникул.

По материалам книги «Гении и аутсайдеры»

P.S. Понравилось? Подписывайтесь на нашу полезную рассылку. Раз в две недели присылаем подборку лучших статей из блога.

deti.mann-ivanov-ferber.ru

Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *