Пестушки тексты для детей русские народные – Пестушки — Народный фольклор — Стихи на все времена

Народные пестушки. | Дети в семье

Народные пестушки — мой опыт (часть I).

Я решила написать статью о пестушках — рассказать, что это за жанр, каковы его особенности, на какой возраст они рассчитаны. Но оказалось, как в советском анекдоте: «в первую очередь вы — гражданин». Так и у меня: в первую очередь я — мама, а затем — филолог. Поэтому во время написания статьи меня тянуло поделиться своим личным опытом, тем, как пестушки помогли мне, когда детей стало двое. И я решила сделать так: в первой части статьи дать теорию. Во второй — рассказать о том, как пестушки обогатили общение  старшего сына с новорожденным братом, и о том, какие языковые игры на основе пестушек я придумала для старшего.

Итак, поехали: матчасть:).

Пестушки относятся к малым фольклорным жанрам, рассчитанным на малышей. В эту же группу можно отнести потешки, прибаутки, присказки, небылицы, загадки, считалочки, заклички, пословицы, поговорки, скороговорки, колыбельные, сказки.

На первый взгляд, малые жанры фольклора чрезвычайно просты по содержанию и форме. Но эта простота — результат многовекового оттачивания, уточнения, улучшения. Простота, в которой таятся красочность образов, богатство языка и мудрость народной педагогики.

Для каждого возраста и ситуации существуют свои фольклорные формы.

В первый год жизни малышам напевали пестушки (от слова пестовать, то есть нянчить, холить). Пестушка — это короткий стихотворный напев, которым сопровождаются действия ребенка в первый год жизни. С помощью пестушек забавляли, успокаивали, отвлекали ребенка, объясняли различные движения и действия.

Для пестушек характерны простота рифмы, четко выраженный ритм, многократные повторения звукосочетаний и слов, восклицания, эмоциональные обращения к малышу.

Ниже вы найдете примеры пестушек, которые помогут разнообразить ваши игры с ребенком. Поглаживая, слегка массируя ребенка, можно напевать следующие пестушки:

Потягунюшки,
Порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки — ходунюшки

А в ручки — хватунюшки,
А в роток — говорок,
А в головку – разумок.

Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай!
Головоньку — валяй, валяй!

Во время купания можно приговаривать:

Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода —
С дитя худоба.
Вода книзу,
А дитя кверху.

Для одевания подойдет следующая пестушка:

Сова-совушка,
Белая головушка,
Сова умывалась,
В лапти обувалась,
В лапти, в тряпички,
В теплые рукавички.

А эти пестушки пригодятся вам, когда вы играете с ручками и ножками ребенка:

Та-та-та, та-та-та!
Вышла кошка за кота.
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.

Тра-та-та, тра-та-та,
Поймал дедушка кота,
А бабушка кошку
За левую ножку!

Пестушки, которые помогут развеселить ребенка:

Ай на-ри, на-ри-на-на,
Ри-да-ду, да-ри-да-да!
Тушки-тутушки,

На столе – преснушки,
А в печи – ватрушки.
Преснушки, ватрушки —
Нашему Андрюшке.

Ехали мы, ехали
В город за орехами,
По кочкам, по кочкам
Да в ямку – бух!
Раздавили сорок мух!

Продолжение следует:)

deti-v-semje.org

Колыбельные пестушки — польза и слова пестушек для детей

Утихомирить ребенка, заинтересовать его спокойной игрой, развлечь, уложить спать – с этими задачами сталкивались мамы всех времен. Поэтому в русском фольклоре такое разнообразие готовых вариантов, как сделать это быстрее и интересней. Это потешки, пестушки и колыбельные.

Они вносят ощутимый вклад в развитие и воспитание малыша. Поэтому знакомить кроху с народным творчеством можно и нужно с самых первых дней.

Польза русских народных пестушек

Издревле считалось, что русские пестушки укрепляют здоровье малыша, способствуют гармоничному развитию, синхронизируют его биоритмы с биоритмами членов семьи и самой природы. Сейчас все это нашло научное подтверждение.

Вот лишь малая толика пользы, которую принесут ребенку народные колыбельные песни пестушки:

  • заинтересуют определенным видом деятельности (умывание, одевание, сон, игра),
  • познакомят с окружающим миром и речью,
  • развеселят, развлекут и позабавят,
  • будут способствовать развитию координации и мелкой моторики,
  • научат подражать взрослым,
  • окажут благотворное влияние на развитие речи,
  • будут способствовать установлению тесного эмоционального контакта с мамой.

 

Разнообразие пестушек для детей

Существуют пестушки для детей практически на все случаи жизни. Ими может начинаться и заканчиваться каждый день. Очень хорошо приговаривать потешки, сопровождая свои действия во время одевания и купания, прогулок и пальчиковых игр. Так вы отвлечете ребенка от неприятного для него дела, приучите к режиму, заинтересуете определенным занятием.

Например, после пробуждения можно приговаривать:

Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!


А одевать варежки будет интересно со следующими словами:


Маша варежку надела:
-Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла
-Поглядите-ка нашла!
Ищешь, ищешь и найдешь!
Здравствуй, пальчик, как живешь?

Колыбельные песни и пестушки для малышей можно разучить еще во время беременности. Тогда уже с момента рождения вы сможете комментировать ими происходящее, увлекая ребенка. Новорожденный малыш не будет поначалу понимать значение ваших слов. Однако совсем скоро это пройдет. Ласковый голос мамы, интонация, контакт глаз и нежные прикосновения очень быстро найдут отклик в душе крохи и помогут налаживанию прочного эмоционального контакта.


Колыбельные пестушки для детей


Одна из самых частых проблем, с которой сталкиваются родители деток раннего возраста – трудности с укладыванием спать. Тут на помощь придут колыбельные пестушки для детей. Они подготовят ребенка ко сну, успокоят, если он перевозбужден.

Слова таких потешек очень простые и легко запоминаются. Они наполнены нежностью и любовью мамы:

Баю-бай, усни, Катюшка,
Моя зайка-веселушка,
Глазки зайка закрывай,
Баю-баю-баю-бай.

Многие детские страхи проявляются именно в темное время суток. Какой там сон? Кто, как ни мама, лучше всего защитит кроху и прогонит прочь темные мысли?


Баю, баю, баю, бай,
Ты собачка не лай.
Белолапа не скули,

Нашу дочку не буди.
Темна ноченька, не спится,
Наша доченька боится.

Для деток постарше потешки могут быть длиннее, иметь интересный сюжет, способный увлечь малыша и навеять приятные сны.

Дальний лес стоит стеной,
А в лесу, в глуши лесной,
на суку сидит сова,
Там растет усни-трава.

Говорят, усни-трава
Знает сонные слова.
Как шепнет свои слова,
Сразу никнет голова.

Я сегодня у совы
Попрошу такой травы.
Пусть тебе усни-трава
Скажет сонные слова.


Пестушки для засыпания можно напевать по типу колыбельных песен, а можно нашептывать речитативом. Размеренный ритм, частое повторение одинаковых слов и фраз, нежное убаюкивание окажут на малыша благотворное влияние, утихомирят и помогут уснуть.

В сборнике «Колыбельные для всей семьи» вы найдете множество нежных и красивых песен для разных возрастов. Эта музыка прекрасно подойдет, как для пения детям, так и для отдыха и расслабления взрослых членов семьи. Песни собранные с сборнике помогут вам расширить свой репертуар колыбельных и создать новую приятную традицию в вашей семье.

dreamsong.ru

Пестушки

Пестушка – один из жанров устного народного творчества, предназначенный для самых маленьких детей. Свое название пестушки получили от слова пестовать — нянчить, холить, ходить за кем-нибудь. Это короткие стихотворные приговоры, обращённые к тельцу малыша, которыми сопровождают  его первые движения, первые звуки, при этом используются простейшие массажные приёмы: поглаживание, постукивание, легкое сжимание . Большинство пестушек  напоминают своеобразные заговоры, но, теперь, все существующее магическое значение постепенно забылось, потеряло свой смысл. Сегодня, все народные пестушки превратились в самые обычные стишки, которые сложены в  ритмические и забавные формы, и очень нравятся всем деткам. Пестушка — как маленькое правило, она помогают научить ребёнка новым словам, познать своё тело, научится ухаживать за собой, понять, насколько важны гигиенические процедуры в интересной игровой форме.

 

***

Вот проснулись! Потянулись!
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними! 

***

Потянись дружок,
Повернись на бочок,
На животик повернись,
Нежно маме улыбнись.
Я по спинке пройду,
Хворобушку отведу,
Расти ладненький
Да здоровенький.

***

День большой-большой-большой,
 Если рано встать.
И малю-ю-сенький такой,
Если долго спать!

***

Ручки-ручки — потягушки
И ладошки — похлопушки.
Ножки-ножки — топотушки,
Побегушки, попрыгушки.
С добрым утром, ручки,
Ладошки и ножки,
Щёчки-цветочки — Чмок!

***

Потягуни-потягушечки,
От носочков до макушечки!
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся!
Вот уже растем, растем, растем!
Вот как выросли!

***

Потягуси, потягуси,
Пролетали низко гуси.
Потягуси, потягушечки,
Перья мягкие в подушечке.
Эти перья-потягушеньки
Подарили гуси Нюшеньке.

***

Ой какие мы большие
-Не малюсенькие!
Вот такие,вот такие,
Вот таку-у-усенькие!

Уж как мы с тобой – большие!
Ой какие мы большие!
А комарики-то —  ма-а-аленькие!
А комарики-то —  ма-а-аленькие!

Уж как мы с тобой – большие!
Ой какие мы большие!
А воробушки-то —  ма-а-аленькие!

А воробушки-то —  ма-а-аленькие! 

***

Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Детке улыбаемся.

***

Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода —
С дитя худоба.
Вода книзу,
А дитя кверху.

***

Топ — топ — топотушки!
Пляшут лапки,
Пляшут ушки,
Пляшут рожки и хвосты!
Что лежишь?
Пляши и ты!

***

Вскинем руки-крылышки,
В крыльях много силушки!
Полетим с тобой к реке,
Отдохнем на островке!!
Где летают чайки-
Синих волн хозяйки!

***

Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком,
Забулькал ручеечком.
Ах, животик ты живот.
Кто же там внутри живет?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньки?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек,
Спит котенок,
Улыбается ребенок.

***

А кто у нас умный,
Кто у нас разумный?
Ваня у нас умный,
Он у нас разумный.
Кто у нас красивый.
Кто у нас пригожий?
Ванечка красивый.
Он у нас пригожий.

***

Данюшка, Данилушка,
Удаль наша, силушка,
Не сиди в горести-,
Веселей расти!
Вырастет Данилушка,
Удаль наша ,силушка,
И найдёт Данила-мастер,
И подарит людям-
Счастье!

***

Ой качи, качи, качи!
В головае-то калачи,
В ручках прянички,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки!

***

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ!
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

***

Та-та-та, та-та-та!
Вышла кошка за кота.
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.

***

Для чего Ванюше ножки?
Чтобы бегать по дорожке!
Убежать за ручейком!..
Стрекозу поймать сачком…
А уморятся в пути,
Ничего нет лучше
Снова к бабушке прийти-
Пусть возьмет… на ручки!

***

Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глазки смелые,
Зубки белые.

***

Папа, папа! Лёша наш
Ой как  любит массаж!
Гладим, гладим,
Трём, трём,
За работу – не берём! 
Чики — чики , чики –чок,
Повернулись на бочок!
Гладим, гладим,
Трём, трём, За работу не берём!

Ой, ой, ой, ой , —
Повернёмся на другой!
Гладим, гладим,
Трём, трём –
Здоровехоньки растём!

***

Мы капусту рубим, рубим
(рубящие движения рёбрами ладоней).
Мы морковку трём, трём
(трущие движения костяшками пальцев).
Мы капусту солим, солим
(точечные прикосновения пальцами).
Мы капусту жмём, жмём
(прожимание мышц пальцами).
Сок капустный пьём, пьём
(поглаживающие движения ладонями).

***

Били лён, били (стучать кулачками по спине).
Топили, топили (растирать ладонями).
Колотили, колотили (похлопывать).
Мяли, мяли (разминать пальцами).
Трепали, трепали (трясти за плечи).
Белы скатерти ткали (чертить ребрами ладоней).
На столы накрывали (поглаживать ладонями).

mudri-pudri.ru

Детский фольклор. Пестушки.

Пестушки от слова «пестовать» что значит воспитывать, нянчить – простые стишки, показывающие любовь к детям. Их произносят ласково и дружелюбно. Помогает непринужденно сделать малышу гимнастику и обучить родному языку.

— А где у Мишутки ноженьки? Вот они, ноженьки!

— А где у Мишутки носик? Вот он, носик!..

Можете сочинять свои пестушки, даже без рифмы ваш ребенок будет очень заинтересованным слушателем:
Ах ты, деточка.

Золотая, цвéточка,

Виноградная веточка,

Сладкая конфеточка!

Когда младенец проснулся:

Потягунюшки, потягунюшки!

Поперёк толстунюшки,

А в ножки ходунюшки,

А в ручки хватунюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок!

***

На кота потягушки,

На дитя порастушки!

***

Приговаривают при купании, когда последний раз окачивают:

С гоголя вода,

С младенца Владимира

Вся худоба!

***

Тянушки-потянушки,

На зайку потягунушки.

На Сашу растунушки,

Поперёк толстунушки,

Вдоль долгунушки,

Ножки ходунушки,

Ручки хватунушки,

Глазки гдядунушки,

Носок – сморчок,

Роток – говорок,

Умок – разумок,

Ушки – слушки

Моей матушки,

Батюшки-разбатюшки!

***

Вода текучая.

Дитя растучее.

С гуся вода,

С тебя худоба!

Вода к низу,

А дитя к верху!

***

Приговаривая эти слова, шлёпают по губам и по щеке:

— Мишка, Мишка, Где штанишки?

— Потерял, потерял,

У девчонок на орешки

Променял, променял…

Мама била, била, била

По ушам, по ушам:

— Подавай сюда штанишки!

— Не подам, не подам!

***

При умывании:

Водичка, водичка,

Умой сыну личко,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб щёчки розовели,

Чтоб кусался зубок

И смеялся роток!

***

Чтобы ребёнок не плакал, говорят:

Кач-кач, кач-кач,

На березе сидит грач,

А ворона на ели,

Кричит: «Таня, не реви!»

Ой, качу, качу, качу.

Не отдам тебя грачу,

Не отдам и ворону

На чужую сторону.

***

Когда ребёнок делает первые шаги, припевают:

— Ножки, ножки,

Куда вы бежите?

— В лесок на мошок (мох) —

Избушку мошить,

Чтоб не холодно жить.

***

Три-та-та, три-та-та,

Вышла кошка за кота.

Ходит кот по лавочке,

А кошечка по подлавочке,

Ловит кота за лапочки.

Ох, ты котик-коток

Крутолобенький!

Поиграй ты, кот, со мной,

С Машкой, кошкой молодой!

***

— Ножки, ножки, что вы делали?

— Бежали-бежали, чтобы кисонька не поймала.

Поддерживают ребёнка, чтобы он перебирал ножками, и припевают:

Дыбочки, дыбок,

Скоро Сашеньке годок!

***

Тритатушки, три-та-та,

Вышла кошка за кота,

За кота котовича,

За Иван Петровича!

***

Скок-поскок!

Молодой дроздок

По водичку пошёл,

Молодичку нашёл.

Молодиченька,

Невеличенька:

Сама с вершок,

Голова с горшок…

Шу-шу, полетели,

На головушку сели!

При словах «шу-шу…» нужно вскидывать руки и прикасаться к голове ребёнка, а он как бы защищается (тренировка ответной реакции).

< Предыдущая   Следующая >

deti-svetgorod.ru

Ящик пандоры – Пестушки

Пестушки – старинное народное творчество – оказывают большое положительное воздействие на развитие ребенка. Вместе с использованием пестушек, я рекомендую родителям почаще петь своему малышу. Для вашего чада важно, что исполнитель – родная мама(папа), которых он любит!

1.Эти пестушки проговариваются, когда малышок просыпается

“Потягуси, потягуси, 
Пролетали низко гуси, 
Потягуси, потягушечки, 
Перья мягкие в подушечке, 
Эти перья-потягушеньки 
Подарили гуси Мишеньке” (Пашеньке, Дашеньке, Машеньке, Надюшеньке и т.п.). 

 

Вариация “потягушеньки” может быть изменена для улучшения рифмовки с детским именем. Например: потягунечки – Ирунечке, Колюнечке, Зинулечке .и т.п.; потягошеньки – Антошеньке, Алешеньке и.т.п. 

“Потягушечки, потянись, 
Поскорей, скорей проснись.”  

“Петушок, петушок, 
Золотой гребешок, 
Масляна головушка, 
Шелкова бородушка, 
Что ты рано встаешь, 
Деткам спать не даешь?” 


Петя, Петя, Петушок, 
Золотой гребешок, 
Что ты рано встаешь, 
Чаду спать не даешь?” 

 

2.Во время умывания или мытья рук перед едой(а зачастую перед едой или после приходится мыть не только руки, но и другие части тела запачкавшегося малыша). 

 

“Ладушки, ладушки, 
С мылом моем лапушки. 
Чистые ладошки, 
Вот вам хлеб и ложки.” 


“Водичка – водичка! 
Умой мое личико! 
Чтобы щечки алели! 
Чтобы глазки блестели! 
Чтоб смеялся роток! 
Чтоб кусался зубок!” 


“С гуся – вода, 
С младенца – худоба 
Укатись вся.” 

 

3.Малыш учится ходить, делает первые, еще неуверенные шажки. Обязательно надо подбодрить его. Для этого народ придумал также немало стишков. Как я уже объясняла ранее, если в пестушке используется имя, вы можете менять его на имя вашего малыша. Иногда при этом слегка приходится менять слова оригинального произведения, но , я думаю, ваш ребеночек не обидится на вас за это!:-) Вот некоторые из них: 

“Топ, топ, топ, топ, 
Ходи-ходи ножкой 
Твердо по дорожке.”

 
“Уходи с дороги кот, 
Наша доченька идет. 
Топ-топ, топ-топ 
Наша доченька идет, 
Ни за что не упадет. 

“Наша доча маленька, 
доченька удаленька 
Пройди, чадо, по дороженьке, 
Топни, чадо, ноженькой!” 

 

4.Малыш заплакал по какой – то причине. Вы всеми силами стараетесь успокоить его. Но ничего не помогает. Попробуйте пестушку – верное народное средство! Вдруг поможет! 

 

“Ты, Катюшечка, не плачь, 
Я куплю тебе калач, 
На шею повешу, 
А потом утешу.” 


“У нас Саша сын один, 
Мы в обиду не дадим. 
кафтан сошьем 
И гулять пойдем.” 

 

5.А сколько сил и терпения нужно, чтобы снарядить малыша на прогулку?! Но если вы не будете выказывать вашего неудовольствия, а лаской и уговорами постараетесь скрасить это нелегкое время, всеобщее спокойствие и нервные клетки будут сохранены!!! И не забывайте называть вашего ребенка правильным именем, данным ему при рождении!

 

“Наша Катя маленька, 
На ней шубка аленька, 
Опушка бобровая, 
Катя чернобровая.” 


“У нас Олеженька один, 
Никому не отдадим. 
Мы пальто ему сошьем, 
Погулять его пошлем.” 

pandoraopen.ru

Пестушки. Русские традиции и обычаи.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЛАСТОЧКА»

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«Пестушки: русские традиции и обычаи».

Подготовила:

старший воспитатель

1 квалификационной категории

О.В. Гордеева

п. Двуречье

2016

Слово «пестушки» произошло от слова «пестовать», то есть нянчить, растить. Русские традиции и обычаи воспитания детей включают богатый и уникальный опыт пестования младенцев. Но в современных семьях редко можно встретить пестушки, их заменили современные развивающие игрушки, аудиодиски, детские обучающие видеофильмы и карточки для запоминания слов, букв и цифр с пеленок. А зря. Ведь пестушки – это отточенный веками и проверенный многими поколениями метод развития младенца.

Можно встретить такое мнение, что пестушки устарели, и нужны только «для сдачи экзамена в педагогическом колледже или вузе» или для того, чтобы просто занять младенца, поставив ему аудиодиск с народным детским фольклором. Какое ошибочное мнение!!! Потеря культуры пестования младенца привела и приводит к росту количества детишек с проблемами в развитии, к увеличению числа детей с отставанием в развитии речи (в том числе и с нарушениями звукопроизношения), к росту количества малышей, не говорящих и в год, и в два года.

Что же дают пестушки маме и малышу? От чего мы отказываемся, не используя пестушки в уходе за младенцем? И почему же мы не ценим накопленный веками опыт наших предков? Потому что, наверное, уже забыли, зачем нужны пестушки — нужны в первую очередь младенцу, но нужны  и маме малыша? Об этом я и хочу рассказать в этой статье.

Пестушки – это маленькие фольклорные произведения (стишки, песенки), в которых выделяют две главные особенности:

  1. Ритмичная, с четким произнесением звуков и слогов и с  утрированным протягиванием гласных звуков речь мамы или бабушки.

  2. Действия мамы –  поглаживание ручек и ножек малыша, массаж, покачивание ребенка – которые дают новые тактильные ощущения младенцу.

В пестушках в отличие от потешек нет активных действий самого ребенка. В них ребенок только «принимает» то, что «дает» ему мама.

Что же дают пестушки малышу?

1.Эмоциональный диалог с мамой.

Мамин голос знаком ребенку с периода внутриутробного развития. Современные исследования свидетельствуют, что совсем крохотные малыши отличают голос мамы от голосов других людей и разнообразных звуков. При этом именно голос мамы вызывает у них максимальную активность – зрительную, слуховую, двигательную. Поэтому очень важно, чтобы пестушки произносил не голос диктора с аудиодиска, а голос мамы. И маму для ребенка не заменит никто!

Ведя в пестушках диалог с малышом с первых дней его жизни, мама закладывает предпосылки для полноценного развития речи и речевого общения. Кроме того, она налаживает эмоциональный контакт с ребенком, от которого будет зависеть, насколько быстро и успешно будет развиваться малыш.

2.Развитие движений у ребенка, обогащение двигательного опыта малыша и его тактильного опыта.

Пестушки сопровождаются движениями тела младенца, массажем. Эти тактильные ощущения очень важны для развития младенца! Чем более они разнообразны, тем лучше развивается ребенок!

3.В пестушках мама говорит с малышом именно таким языком, который им наиболее хорошо воспринимается ребенком и который стимулирует развитие речи малыша:

  • Мама тянет гласные звуки, и ребенок начинает выделять их из речевого потока: «Потягуууууууууунюшки, порастууууууууунюшки», «Ай – да – дааааааа! Ай – да – даааааааа!» Фактически этот способ говорения с ребенком говорит малыша к его собственным первым попыткам речевой активности – гулению, гуканью, лепету, стимулирует его вслушивать в речь взрослых, а затем и повторять за мамой звуки и слоги. Следующим этапом таких диалогов будет уже перекличка, когда мама тянет звук или слог, а малыш его будет повторять. А потом мама прислушается к звукам, которые говорит малыш и тоже станет их повторять за ним.

Вот как это было раньше – вспоминает Карпова Нина Леонтьевна (Лешуконский район Архангельской области):

«Маленький ребенок не говорит, а все понимает. Он глазками показывает, смотрит внимательно и слушает, и все-все понимает. И с ним разговариваешь: «дай-дай-дай! Ба-ба, ба-ба, ба-ба, ба-ба! Ма-ма, мА-ма, мА-ма! Па-па-па-па-па-па!» — чтоб он эти слова уже мог выговариать. Он уже умишком смекает, он уж начинает: «Ба, ба, ба,ба…». А разговаривать с ребенком не будешь, так он, конечно, долго не будет говорить».

  • Речь мамы в пестушках ритмична. А ведь как легко дети запоминают ритмичные стихи и песенки! (и не только на родном, но и на других языках)

  • Слоги и звуки в пестушках часто повторяются, что опять же помогает малышу вслушиваться в них и быстро запоминать.

  • В пестушках можно менять интонацию речи: то вопрос, то ответ, то сердито, то ласково, то весело, то низким голосом, то высоким. Именно тон, тембр, интонацию ребенок в первую очередь выделяет из речевого потока.

4.В пестушках мама «программирует» счастливое будущее малыша, проговаривая это вслух, настраивает себя на то, что жизнь ребенка сложится удачно и желает этого своему сыну или дочке. Это тоже очень важный психологический момент.

Как же наши бабушки и прабабушки, наши предки использовали пестушки? Как они пестовали малышей?

Пестушка для умывания.

Умывая младенца, приговаривали:

«Свята-Божья водичка,

Умой Боре личико:

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Чтобы у Бори головка была кругленькая-кругленькая!

Как с гуся вода, так и с Бори вся худоба!

Чтоб ты жил и никогда не хворал!

Расти большой и будь умнОй!»

Пестушки для купания.

Произнося слова пестушек, малыша гладили по спинке, по животику, вдоль ручек и ножек, по головке, лили на него водичку.

1.Вспоминает Болдина Татьяна Иосифовна (р. 1926 г.), Белгородская область:

«Ну вот, давай купаться, детка. Сейчас я тебя буду купать. Ну-ка давай ручки растянем, ножки вот так выпрямим. Давай водичкой тебя польем, будет тебе тепло, хорошо. Вот такая у нас будешь большая, красивая, такая румяная, щёчки как булочки – вот такая пригожая. Ну, давай, внученька, давай, Танечка. Вот умница какая. Лежит послушно… Какая разумница у меня, глядит глазками весело. Посидела в лоточке, а теперь мы тебя чистой водой обмоем. Вот так:

С гоголя вода,

с гоголихи – вода,

А с рабы Божьей Танечки –

вся тягота!

Водичка – под полОк,

А Танечка – на полОк.

Водичка – ниже.

А Танечка – выше!

Вот послушница! Помылась, давай убираться».

2.Когда младенца мыли в бане (Архангельская область), то всегда приговаривали. Сначала положат малыша на колени и начинают ручку с ножкой сводить и так разминают: «Ручки-грабУльки! Ножки – ходУльки!». Потом малыша растирали, говоря: «Моется, парится, спать собирается – на сон, на покой, на счастье, на здравие, ему спать по ночам, расти по часам». А когда обливали из ковшика, то говорили: « С гоголя вода, с лебедя вода, а с тебя вся худоба! На сон, на здоровье, на велику Божью милость, на родительскую радость! Отойди, вся боль и скорбь, в темную ночь!»

Пестушки для гимнастики и массажа младенца.

1.Когда малыш лежит на спине, его надо взять за ножки (за щиколотки) и в ритм пестушки стучать ножку об ножку:

Скок, скок, скок.

Побежали на мосток.

Побежали на мосток.

Потеряли сапожок.

2.Делаем ручками ребенка движения «как машут крыльями уточки». После этого  кладем ручки на головку малышу.

Кши, кши, сороки!

Кши, кши, белобоки-

Полетели, полетели,

Ване на головку сели!

Сели, посидели,

Песенки попели

И дальше полетели!

Гуси прилетели,

На головку сели.

Сели,посидели.

Песенки запели.

И опять полетели!

3.Сажаем ребенка на колени и качаем, словно он едет по кочкам. Затем колени раздвигаем и ребенок «падает в ямку» (придерживая за ручки, сбрасываем вниз малыша)

По коч-кам, по коч-кам,

По маленьким вершоч-кам.

 В ямку – бууууууух!

А там петух!

Мы ехали, мы ехали

За грецкими орехами

По кочкам, по кочкам,

По маленьким пенечкам.

В ямку – бууууууух!

4.Постукиваем своими пальцами по пяточками младенца в ритм словам пестушки:

Кую-кую-ножку!

Поеду в дорожку!

Куй, куй, чеботок!

Подай, Ваня, молоток!

5.Легонько крутим голову ребенка то направо, то налево и приговариваем слова пестушки:

Кудели, кудели.

Кудели, кудели.

На печи сидели.

Куда Таню (имя ребенка) дели?

Кудели, кудели,

Головушкой вертели!

Кудели, кудели

Пряли две недели!

6. Разводим медленно ручки малыша в стороны, потом перекрещиваем на груди:

«Тяяяяниииии хоооолстыыыы! Тяяяяниииии хоооолстыыыыыы! Тяяниии, потяяяягивай! Поперек поклаааадывай!»

7.Двигаем ножки ребенка к себе и от себя, когда он лежит на спинке (можно делать движение «велосипед»)

Дери-дери-дёрка!

Едет Егорка!

На серенькой лошадке,

В новой шапке.

С бородой. С усами!

Дери-дери-ногами!

8.Когда малыш учится переворачиваться со спины на бок и на живот, то делают упражнение «Каты-покаты». Малыш лежит на спинке. Его легко покатывают-поворачивают с боку на бок то в одну, то в другую сторону.

«Каааааты-покааааты. Женихи богаааты! Каааты-катышооок! Андрей – женишооооок!»

9. Постукиваем по спинке ребенка и говорим:

Что в горбу?

— Денежки.

— Кто наклал?

— Дедушка.

— Чем черпал?

— Ковшичком.

— Дай-ка мне! Дай-ка мне!

10. Упражнение с первых дней малыша. Мама гладит ребенка по бокам от подмышек до пяточек, затем гладит ножки, ручки и поглаживает головку. В ответ на это младенец рефлекторно потягивается, распрямляет ножки и ручки. Говорим пестушку, гладя малыша и протягивая гласные звуки.

Потягууууууунюшки. Порастууууууунюшки!

А в ножки – ходууууунюшки. А в ручки – хватуууууууунюшки!

А в роток – говороооооооок! А в головку – разумоооооооок!»

Тяги-тяги-потягууууушеньки!

На Катюшу порастуууууушеньки!

Расти, доченька,здороооооовая!

Как яблонька садооооовая!

11. В пестушке «Мешу тесто» очень ласково и осторожно «переваливаем» голову малыша с ладони на ладонь.

Мешу, мешу тесто!

Есть в печи место!

Пеку, пеку, каравай!

Головоньку валяй, валяй!

12.В следующей пестушке ручки ребенка двигают к себе и от себя.

Трататаааа! Трататааааа!

Пожалуйте решетаааа!

Мучки посейте, пирожки затейте!

Ай-тпруки-тпруки-тпруки!

Я насеяла муки!

Замесила пироги!

На пшеничных дрожжах!

Не удержишь на вожжах!

Тпрушечки-потрушечки.

Испекли ватрушечки!

Ватрушечки-колобушечки!

Нашему Андрюшечке!

13. В такт пестушке легонько стучат то ладошкой, то локотком малыша по столу:

Ай-тукиии-тукиии-тукиии.

Застучали молоткиииии!

Застучали молоткиииии!

Заиграли в локотки!

Тук-тук-ло-ко-ток!

Скоро Машеньке годок!

14. Когда малыш лежит на спинке и гулит, то наклоняются над ним так, чтобы он сосредоточил взгляд на мамином лице и говорят четко, протягивая гласные (приговаривая, гладят малыша):

Гули-гули-гулёёёёёночек!

Гули-гули-голубёёёёночек!

Пой, пой, хорооооошенький!

Хорошенький. Пригоооооженький!

Чтоб был здоровёёёшенький!

15. Когда малыш лежит на спинке, гладят его животик по часовой стрелке и приговаривают:

Хорошеньким хорошок!

Пригоженьким пригожок!

Стройненьким стройняшок!

Родненьким родняшок!

Ой ты мой, сыночек – пшеничный колосочек!

Лазоревый цветочек, сиреневый цветочек!

16. Когда младенец лежит на спине, «переступают» его ногами по кроватке:

Эх, топни, нога!

Топни, правенькая!

Как Катюша хороша-

Наша маленькая!

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Всем мамам, бабушкам, педагогам очень советую познакомиться с книгами Ботяковой О.Ю. «Мамин массаж с потешками» и Науменко Г.М. «Народная мудрость и знания о ребенке». В них Вы найдете много пестушек для детей раннего возраста.

Приговорки, пестушки, потешки были тесно связаны с традициями и обычаями русского народа. На первом  году жизни ребенка такими знаменательными событиями были первый зуб и первый шаг.

Когда взрослые видели у малыша первый зуб, то они говорили:

Расти-расти, зубок.

Твердый как дубок!

И обязательно покупали подарок, чтобы зубки росли крепкими. Во Владимирской области кто первый увидел зубок, тот покупал любой беленький материал на рубашечку для младенца. В Архангельской области тот, кто первый ощупал первый зубок, дарил поясок для рубахи. Пекли пирог под названием «зубок», а гости приносили пряники, калачи, пироги. В Вологодской области на первый зубок покупали серебряную ложечку.

А вот как стимулировали малыша к первому шагу. Вспоминает Справцева Харитина Ивановна (р. 1912 г) Брянская область:

«Когда ребенок впервые встает на ножки, говоришь:

Ай, дыбочки-дыбОк,

Скоро мальчику годок!

Вставай-ка дыбок,

Достанешь потолок.

Вставай и повыше,

Достанешь до крыши!

И зовешь его к себе, чтобы он пошел: «Ну-ка дыбоньки, ходи, дыбоньки! Ну-ка ножками дыбоньки! Ну давай, миленький, хорошенький, пригоженький!» И целуешь его тогда, и милуешь, и ласкаешь, и вкусненькое ему даешь. Это как он тольлко чуть ступнёт. И обязательно купляешь обновку ему, обновку-обувку какую-то на ножки там, чтобы становился на ножки и бегал по дорожке».

А девочке говорили по-другому. Вспоминает Болдина Татьяна Иосифовна, Белгородская область (р.1926):

«Ну-ка, Танечка. Встала. Давай постоим на ножках. Ну-ка дыбкИ-дыбкИ-дыбкИ! Можешь стоять дыбки. Потом ножкой переступать. Как будем ходить? Давай пробуй, пробуй. Раз, два…ой-ой-ой, упала! Ну ничего. Ну-ка вставай! Обратно дыбочки. Ой. Умница. Ну, какая умница! Скоро будешь бегать у нас:

«Ай. дыбОк, дыбОк, дыбОк.

Завтра Танечке годок!

Купим Танечке платок!

Во всю голову цветок!»

Когда малыш начинал ходить, то его первые шаги сопровождали действием «снятия пут», чтобы дать малышу возможность «ходить шибко и скоро». Для этого взрослые делали между детскими ножками движение, имитирующее разрезание, отчего действие и называлось «путы резать». Также делали и в тех случаях, когда младенец долго не начинал ходить.

Вспоминает Васькина Клавдия Петровна (р.1927), Волгоградская область: «Глядь! Наш Ваня ходит! Ну-ка давай первый шажок делай! – Только он шагнул, а ему между ног ножом по земле раз-крест. – Ну. Всё, перерезали Ване путы. Теперь он пойдет, будет бегать, будет крепко на ножках стоять. Ходи, Ваня!»

Завершалось младенчество пострижИнами. Так назывался обряд первого подстригания ребенка, который происходил, когда малышу исполнялся год. Это время неслучайно, т. к. именно в год у ребенка появляются очень важные человеческие качества – речь и ходьба. А вот нестриженость – признак природы – животные, домовые, лешие. До года малыша не стригли, а снятие волос рассматривали как признак принадлежности к миру людей. Во время пострижин малыша сажали на овчину, которую выворачивали мехом вверх. Стригли малыша или крестные родители, или повивальная бабка, или отец, но не мать. Сначала выстригали крест, а потом стригли оставшиеся волосы. Затем на ребенка надевали новую рубаху, крестик и подпоясывали. Если до обряда малыш был предметом забот взрослых, то после него он был уже активным существом. После пострижин малыш считался человеком, который мог самостоятельно перемещаться, есть, понимал речь и говорил. Младенчество закончилось.

Нужны ли нам знания этого опыта предков? Будут ли наши дети, внуки и правнуки пестовать своих малышей? Чем интересны для Вас пестушки? Приглашаю обсудить это в комментариях.

infourok.ru

Потешки — Народный фольклор — Стихи на все времена

 

Потешка — это жанр устного народного творчества, предназначенный для развития маленьких детей.

Потешка не только развлекает, но и развивает малыша. Она учит понимать человеческую речь и соотносить слова и действия.

Родитель вместе с малышом проговаривают потешку, при этом выполняют определенные действия и жесты, упоминающиеся в потешке.

 

 


***

Ладушки, ладушки!
Где были?
— У бабушки.
— Что вы ели?
— Кашку.
Пили простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у…
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.

 

***

Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки,
На окно поставим,
Остывать заставим.
Немного погодим,
Всем оладушки дадим.
Всем по одному,
А Лёшеньке — два.

 

***

Комары и мошки,
Тоненькие ножки,
Пляшут на дорожке.
Ножками — топ-топ!
Ручками — хлоп-хлоп!
Близко ночь —
Улетели прочь!

 

***

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
За малыми ребятами,
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт —
Забодает, забодает, забодает!

 

***

Зайчик серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок!

 

***

— Гуси вы, гуси!
Красные лапки!
Где вы бывали,
Что вы видали?

— Мы видали волка:
Унёс он гусёнка,
Да самого лучшего,
Да самого большего!

— Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Щипите вы волка —
Спасите гусёнка!

 

***

— Гуси, гуси!
— Га! Га! Га!
— Есть хотите?
— Да! Да! Да!
— Ну, летите все сюда!
— Нам нельзя лететь домой,
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
— Ну, летите куда ходите!
Фр-р, гуси полетели,
На головку сели!

 

***

— Гуси, гуси!
— Га! Га! Га!
— Есть хотите?
— Да! Да! Да!
— Ну летите!
— Нам нельзя!
Серый волк под горой,
Не пускает нас домой.

 

***

Утка-гагара
Утят потеряла,
Утята нашлись —
Сразу окунись.

 

***

Уж я, утка, хожу,
Малых деток вожу.
Вот я, утка, поплыву,
Малых деток поведу

 

***

Наши уточки с утра —
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда —
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора —
Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху —
Грру-грру-у, грру-у, грру-у!
Наши курочки в окно —
Кко-кко-кко! Ко-ко-ко-ко!

А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споёт ку-ка-ре-ку!

 

***

Поехали, поехали,
В лес за орехами,
В ямку — бух!
Раздавили сорок мух.

 

***

Поехали-поехали
За грибами, за орехами,
Приехали-приехали
С грибами да с орехами.

 

***

Поскакали, поскакали
В Москву за калачами!
Вприпрыжку, вприскочку,
Упали на кочку — бух!

 

***

Ехал мальчик маленький
На лошадке каренькой —
По ровненькой дорожке.
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам, —
Прямо в яму —
Бух!

 

***

Баба сеяла горох
Прыг-скок, прыг-скок,
Обвалился потолок,
Прыг-скок, прыг-скок.
Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла,
Села — поела,
Опять пошла.

 

***

Скок-поскок,
Сколочу мосток.
Серебром замощу,
Всех ребят пущу.


***

Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл.
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! Полетели, —
На головушку присели!

 

***

Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках прянички,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.

 

***

Еду-еду к бабе, к деду,
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам,
По маленьким пенёчкам,
Прямо в яму — бух!
Раздавили сорок мух!

 

***

Сорока-ворона
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он в лес не ходил,
Дров не рубил,
Воду не носил,
Печь не топил, —
Нет тебе кашки!

 

***

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Ты подай голосок
Через тёмный лесок,
Через лес за реку́
Покричи: ку-ка-ре-ку!

 

***

А коток, а коток,
Кучерявенький лобок,
Украл бабушкин клубок
Да и спрятал в уголок.
А бабушка догнала
И за ушко подрала.

 

***

Тра-та-та, тра-та-та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке,
А кошечка по диванчику,
Ловит кота за лапочки:
— Ох, ты, котик, коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Муркой, киской молодой!

 

***

— Кисонька-мурысенька,
Где ты была?
— На мельнице.
— Кисонька-мурысенька,
Что там делала?
— Муку молола.
— Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
— Прянички.
— Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
— Одна.
— Не ешь одна! Не ешь одна!

 

***

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глазки смелые,
Зубки белые.

 

***

Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот,
Разобьёт весь хоровод.

 

Мчится поезд (Э. Мошковская)

Чух-чух, чух-чух,
Мчится поезд во весь дух,
Паровоз пыхтит.
— Тороплюсь,- гудит,-
Тороплюсь, тороплюсь, тороплю-у-усь!

 

Бычок (В. Берестов)

Маленький бычок,
Жёлтенький бочок,
Ножками ступает,
Головой мотает.
— Где же стадо? Му-у-у!
Скучно одному-у-у!

 

Хлюп-хлюп (С. Капутикян)

Хлюп-хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится.
Машенька помоется,
Причешется, оденется.

 

Аист (И. Токмакова)

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой.
После — правою ногой,
После левою ногой.
Вот тогда придёшь домой!

 

*** (Е. Благинина)

Ой, ладушки-ладушки,
Испечём оладушки,
На окно поставим,
Остывать заставим.
А остынут — поедим
И воробышкам дадим.
Воробышки сели,
Оладушки съели,
Оладушки съели —
Шшу-у-у!.. — и улетели.

 

www.poemsonalltimes.ru

Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *